Исследование «Сириуса»: как помочь детям с дисграфией и дислексией

В Научно-технологическом университете «Сириус» открылось новое направление — «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития». Команда ученых будет изучать причины возникновения расстройств устной и письменной речи у детей.

В течение первых трех лет в исследовании примут участие около 300 участников как с типичным, так и с атипичным развитием. Полученные данные помогут в разработке новых методик диагностики, предотвращения и коррекции нарушений речевых и языковых функций. Пока ученые ищут новые пути решения проблемы, мы решили узнать, как уже сейчас можно помочь ребенку с дисграфией и дислексией.

Что это за болезни?

Дислексия и дисграфия болезни не редкие, и чаще всего родители узнают о них, когда ребенок идет в школу и пытается выучить азбуку. Дислексия — это неспособность овладеть навыками чтения, и соответственно дисграфия — это неспособность овладеть навыками письма. Очень часто эти заболевание идут рука об руку и встречаются у гениев и талантливых людей. Поэтому важно понимать, что эти болезни совершенно не связаны с интеллектуальной обделенностью, а дети с ними наоборот очень способны к обучению.

Как они проявляются?

Дислексия выражается в снижении скорости чтения и его недостаточной правильности. Например, ребенок может начать угадывать слова, делать пропуски слогов, перечитывать одну строчку несколько раз и просто не понимать прочитанное. Дети с нарушением чтения значительные трудности испытывают при самостоятельной работе с текстом.

Показателем дисграфии является неправильное соотношение звуковой оболочки слова и его графического обозначения. Это проявляется в замене букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.), трудностях обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, б-д, и-у ), пропусках и перестановках букв и слогов.

Методики для коррекции речи и чтения

При подозрениях на дислексию у ребенка стоит обратиться к логопеду. Чем быстрее будут приняты меры, тем ребенку будет проще освоить навыки чтения. Но занятия с логопедом — это не основное лекарство. Заниматься с ребенком могут и родители дома, применив правильные методики:

  • Ассоциации. Длинные сложные слова даются с трудом, поэтому слово разбивается на части, которые для легкого запоминания необходимо с чем-то сравнивать.
  • Визуализация. Некоторые слова и буквы можно визуализировать для лучшего восприятия. Тут подойдет методика американского врача-нейрофизиолога Глена Домана. Для обучения он предлагает старинную англо-германскую систему: показ и проговаривание целого слова. Врач рекомендует показывать карточки с написанными на них красными словами на белом фоне.
  • Аудиообучение. Дети хорошо воспринимают большое количество информации на слух, поэтому письменные конспекты для них не всегда актуальны.
  • Развитие координации и концентрации внимания. Важно сконцентрироваться на прочтении текста, не отвлекаясь. Потраченное время на написание даже одного слова — это важный шаг к обучению.
  • Гаджеты. Цифровые технологии помогут детям мгновенно видеть свои ошибки при печати. Также благодаря планшетам и смартфонам дети смогут записывать аудио- и видеоуроки.
Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Полная афиша первого Весеннего музыкального фестиваля «Сириус» #Сириус #музыка #фестиваль 07 марта 2024 14:52
2
История всемирных фестивалей молодежи и студентов в нашей стране #Сириус #Россия #молодежь 01 марта 2024 00:38
3
Как устроена детская программа Всемирного фестиваля молодежи #Сириус #Всемирный фестиваль молодежи 01 марта 2024 22:49