Исследование «Сириуса»: как помочь детям с дисграфией и дислексией
В Научно-технологическом университете «Сириус» открылось новое направление — «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития». Команда ученых будет изучать причины возникновения расстройств устной и письменной речи у детей.
В течение первых трех лет в исследовании примут участие около 300 участников как с типичным, так и с атипичным развитием. Полученные данные помогут в разработке новых методик диагностики, предотвращения и коррекции нарушений речевых и языковых функций. Пока ученые ищут новые пути решения проблемы, мы решили узнать, как уже сейчас можно помочь ребенку с дисграфией и дислексией.
Что это за болезни?
Дислексия и дисграфия болезни не редкие, и чаще всего родители узнают о них, когда ребенок идет в школу и пытается выучить азбуку. Дислексия — это неспособность овладеть навыками чтения, и соответственно дисграфия — это неспособность овладеть навыками письма. Очень часто эти заболевание идут рука об руку и встречаются у гениев и талантливых людей. Поэтому важно понимать, что эти болезни совершенно не связаны с интеллектуальной обделенностью, а дети с ними наоборот очень способны к обучению.
Как они проявляются?
Дислексия выражается в снижении скорости чтения и его недостаточной правильности. Например, ребенок может начать угадывать слова, делать пропуски слогов, перечитывать одну строчку несколько раз и просто не понимать прочитанное. Дети с нарушением чтения значительные трудности испытывают при самостоятельной работе с текстом.
Показателем дисграфии является неправильное соотношение звуковой оболочки слова и его графического обозначения. Это проявляется в замене букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.), трудностях обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, б-д, и-у ), пропусках и перестановках букв и слогов.
Методики для коррекции речи и чтения
При подозрениях на дислексию у ребенка стоит обратиться к логопеду. Чем быстрее будут приняты меры, тем ребенку будет проще освоить навыки чтения. Но занятия с логопедом — это не основное лекарство. Заниматься с ребенком могут и родители дома, применив правильные методики:
- Ассоциации. Длинные сложные слова даются с трудом, поэтому слово разбивается на части, которые для легкого запоминания необходимо с чем-то сравнивать.
- Визуализация. Некоторые слова и буквы можно визуализировать для лучшего восприятия. Тут подойдет методика американского врача-нейрофизиолога Глена Домана. Для обучения он предлагает старинную англо-германскую систему: показ и проговаривание целого слова. Врач рекомендует показывать карточки с написанными на них красными словами на белом фоне.
- Аудиообучение. Дети хорошо воспринимают большое количество информации на слух, поэтому письменные конспекты для них не всегда актуальны.
- Развитие координации и концентрации внимания. Важно сконцентрироваться на прочтении текста, не отвлекаясь. Потраченное время на написание даже одного слова — это важный шаг к обучению.
- Гаджеты. Цифровые технологии помогут детям мгновенно видеть свои ошибки при печати. Также благодаря планшетам и смартфонам дети смогут записывать аудио- и видеоуроки.