Школа войны: как изменилось советское образование в годы Великой Отечественной

Когда идёт война, обычно не до обучения детей. Но в годы Великой Отечественной система школьного образования в СССР не прекращала работать. Люди верили в то, что страна выстоит, и рассчитывали на благополучное будущее. В преддверии юбилея Великой Победы мы решили вспомнить, как советские учителя ответили на вызов времени и какие задачи они давали решать своим воспитанникам.
Война диктует свои правила
В 1941 году занятия в школах европейской части СССР начались позже, чем обычно: многих учителей призвали на фронт. Эвакуированным или оставшимся в осаждённых городах детям приходилось адаптироваться к новой реальности, в которой не всегда было место полноценному питанию и безопасному выполнению домашней работы. А систему школьного образования пришлось экстренно переориентировать на подготовку подростков к труду и защите Родины.

К середине следующего учебного года был разработан новый учебный план, куда включили изучение основ сельскохозяйственной техники, агрономии и животноводства. Программы многих школьных предметов были нацелены на получение тех навыков, которые пригодятся в труде или при столкновении с врагом. Практикоориентированность в преподавании математики проявлялась в подборе задач и упражнений «вычислительного и топографического характера», развитии умения быстро и аккуратно решать примеры в уме и на бумаге.
Пример задачи о двух воюющих коалициях (орфография сохранена)
Две коалиции А и В ведут войну между собою. Нейтральные n государств находятся в нерешительности, причём известно, что p из них наверно не присоединятся к коалиции A, а другие k наверно не присоединятся к коалиции B. Сколько новых положений может оказаться в этой войне в зависимости от дальнейшего поведения n нейтральных государств?
Журнал «Математика в школе». — 1941 г. № 4
В курсе геометрии особое внимание уделялось баллистике — это должно было помочь школьникам верно прицеливаться на известное или предполагаемое расстояние. Физика помогала им понять закономерности, лежащие в основе работы конкретных объектов техники: двигателей внутреннего сгорания, оптических систем и электрических моторов. В школьную программу также входило изучение устройства противогаза и обучение пользования им.

С какой скоростью винтовка отбрасывается назад в момент выстрела (при отдаче)?
Решение:
Во сколько раз винтовка тяжелее пули — во столько же раз скорость при её отдаче меньше, чем скорость пули. Вес винтовки — 4,5 килограмма, вес пули — 9,6 грамма. Следовательно, винтовка тяжелее пули в 468 раз ( 4500:9,6). Скорость пули в момент выхода из ствола — 865 метров в секунду. Поэтому винтовка при отдаче движется со скоростью 865: 468 = 1,8 метра в секунду.
Прянишников В. И. «Занимательная беседа о винтовке». - Союзпечать: Л., 1945
В преподавании химии упор сделали на «органическую связь изучаемого материала с вопросами обороны», в том числе на боевые отравляющие вещества и средства борьбы с ними, взрывчатые и зажигательные вещества, их виды и способы применения. Были расширены разделы программы, посвящённые практическому применению химических реактивов в народном хозяйстве и военном деле.
Пример задания по химии
Горящую зажигательную смесь нельзя потушить водой, так как раскалённый металл, входящий в её состав, реагирует с ней. Как потушить «зажигательную бомбу»?
Минералогия и геология. Учебник для 10-го класса. Потёмкин М. П. — 1939 г.

На уроках биологии велись опыты по яровизации картофеля, по выращиванию его клубнями, глазками, верхушками. Школьникам объясняли, как проверять всхожесть семян и определять их хозяйственную годность. На пришкольных участках, своеобразных огородах, они получали элементарные сельскохозяйственные навыки. А в курсе ботаники узнавали о лекарственных растениях и правилах их сбора.
Пример задания по биологии
Для лечения ран, полученных на полях сражений во время Великой Отечественной войны, медики использовали лекарство — антибиотик. Его изготавливали с использованием определённого вида грибов. Назовите эти грибы.
Теоретическая биология (для учителей). Бауэр Э. С. — 1935 г.
Для детей, которые не могли готовить уроки вне школы, выделялись специальные комнаты с дежурными учителями, которые им помогали. С больными и ослабленными занимались на дому, а с отстающими проводили групповые и индивидуальные уроки. Горячие завтраки и обеды в школах для многих были единственной возможностью поесть. Впрочем, некоторые подростки пытались незаметно унести часть своей порции домой, чтобы отдать младшим братьям и сёстрам.
Реформы военного времени
«Забота о детях — всенародное дело. Теперь, когда тысячи советских детей лишились родных или остались без крова, их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта», писала «Правда» 14 июня 1943-го. Военные годы стали временем масштабных изменений в системе народного образования СССР, влияние которых мы чувствуем до сих пор. Особое значение для страны имело введение в 1942-м практики приёма в школы детей с семилетнего возраста. Это давало возможность завершить семилетнее образование к 14 годам и потом поступить в училище или в школу фабрично-заводского обучения, а может, сразу устроиться на предприятие или в колхоз, где остро требовались рабочие руки. Снижение возраста обучения в школе на один год к тому же позволило освободить тысячи мест в детских садах, а значит, больше молодых мам могли пойти работать, в том числе на оборонные предприятия.

В те же годы в Советском Союзе была введена пятибалльная система оценки успеваемости, появилась обязательная сдача выпускных экзаменов для тех, кто оканчивал начальную и среднюю школу, а отличившихся в учёбе начали награждать золотыми и серебряными медалями (тогда они давали право поступить в вуз без экзамена). Тогда же были написаны «Правила для учащихся» — своеобразный моральный кодекс советского учащегося, оформленный в виде конкретных поведенческих предписаний. Начали ставить и оценки за поведение. Их было пять — по аналогии с отметками успеваемости.
Правила для учащихся, утверждённые постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 2 августа 1943 г.
Правила для учащихся, утверждённые постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 2 августа 1943 г.
1. Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы советской Родине.
2. Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе.
3. Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей.
4. Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить всё необходимое для урока.
5. Являться в школу чистым, причёсанным и опрятно одетым.
6. Содержать в чистоте и порядке своё место в классе.
7. Немедленно после звонка входить в класс и занимать своё место. Входить в класс и выходить из него во время урока только с разрешения учителя.
8. Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не разговаривать и не заниматься посторонними делами.
9. При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая с места.
10. При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. При желании ответить или задать учителю вопрос поднимать руку.
11. Точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку, и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому.
12. Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы.
13. Быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах.
14. Не употреблять бранных и грубых выражений, не курить. Не играть в игры на деньги и вещи.
15. Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей.
16. Быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь.
17. Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сёстрах.
18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель.
19. Иметь при себе ученический билет, бережно его хранить, не передавать другим и предъявлять по требованию директора и учителей школы.
20. Дорожить честью своей школы и своего класса как своей собственной.
Ушедших на фронт учителей и директоров нужно было заместить. Поэтому постепенно в школу начали возвращать мобилизованных и работавших не по специальности преподавателей. Развивалась система заочного педагогического образования, создавались краткосрочные преподавательские курсы, институты усовершенствования учителей, где опытные специалисты оказывали помощь начинающим. В октябре 1943 года появилась Академия педагогических наук РСФСР.

Даже систему дополнительного образования, хоть и претерпевшую изменения, сумели сохранить. Несмотря на то что почти всё свободное время школьников занимало участие в общественно полезном труде, создавались новые кружки, где изучали устройство тракторов и автомобилей, основы агрономии и зоотехники. Там преподавали не только учителя, но и демобилизованные военные, шофёры, механики, агрономы. В некоторых школах появились дополнительные занятия по швейному делу и вязанию, кружки юннатов. В Ленинграде даже проводились олимпиады детского научного творчества.
Учителя! Переносите сокровища науки и искусства в самое надёжное хранилище — хранилище детской души. Пока будет жить эта душа, не удастся немцам уничтожить нашу великую культуру
Старший лейтенант И. Эткин, учитель 27-й школы Фрунзенского района г. Москвы
В 1945 году система школьного образования СССР стала возвращаться к своему довоенному состоянию. Впрочем, от вызовов времени было не уйти. Во-первых, огромное количество детей, которые вернулись из эвакуации, плена или с захваченных территорий, отставали от программы, и им нужно было нагонять сверстников. Во-вторых, десятки тысяч школ были разрушены или требовали серьёзной реконструкции. Тогда значительные силы были направлены на восстановление классов, оборудования, обеспечение учебными пособиями. Учителя сами мастерили лабораторные приборы, занимались дополнительно с отстающими учениками, не забывая и про талантливых — для них проводились научные конкурсы и олимпиады. Ребята и сами активно участвовали в восстановлении своих школ. Так, общими усилиями миллионов людей вскоре советское образование преодолело тяготы войны и со временем стало одним из сильнейших в мире.
В этом материале мы использовали олимпиадные задачи из советских сборников времён Великой Отечественной войны. Если они показались вам интересными, участвуйте в межпредметной олимпиаде, которую проводит Образовательный центр «Сириус» в честь Дня Победы. Познакомиться с заданиями, которые решали в 1940-х годах, может любой желающий до 20:00 (мск) 11 мая 2025 года. Регистрация по ссылке.
Благодарим за помощь в подготовке материала:
Елену Николаевну Моисеенко — методиста ГБУ ДО ДДТ «Преображенский» (Санкт-Петербург)
Ксению Сергеевну Некрасову — педагога-организатора Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных (Аничков дворец);
Светлану Валентиновну Подгорнову — руководителя Педагогического музея СПб АППО имени К. Д. Ушинского;
Любовь Викторовну Гаджиеву — заведующую музеем «Юные участники обороны Ленинграда» школы № 210 Центрального района Санкт-Петербурга;
Елену Юрьевну Трачек — заместителя директора по информационным технологиям Научной библиотеки Тверского государственного университета.
Задания военных лет, а также материалы по вопросам образования в СССР в годы войны, методикам преподавания, положения школ и др. были найдены в архивах Российской государственной библиотеки, Научной библиотеки Тверского государственного университета, в электронном фонде Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, в Национальной электронной библиотеке.