Занятия музыкой: с чего начать, на чем играть

Зачем ребенку заниматься музыкой, мешает ли она учебе и как выбрать инструмент? Спросили об этом специалистов и получили ответы.

Кому стоит заниматься музыкой 

Ответ простой — всем. Научно доказано, что занятия музыкой помогают ребенку гармонично развиваться и повышают его умственные способности. Игра на инструменте позитивно влияет на оба полушария, задействуя математические и творческие способности. Такие дети обычно лучше адаптированы к школе и хорошо учатся.

«Учителя общеобразовательных предметов отмечают, что музыканты быстрее находят решение каких-то задач, творчески подходят к разным предметам. Даже химия и биология даются им легче, потому что они смотрят на предмет широко, пытаясь представить все процессы. Здесь влияет развитие образного мышления, которого современным детям не хватает. Они уже не так активно фантазируют и не придумывают себе игры из подручных предметов, например, играя с вилкой, будто с человечком. А в музыкальной школе есть ребята, которые могут сначала нарисовать музыку нотами, а потом пытаются это сыграть», — рассказывает руководитель Детской музыкальной школы Президентского лицея «Сириус» Юлия Михайлова.

Юлия Михайлова Фото: © пресс-служба «Сириуса»

Музыка полезна для развития координации. Например, духовикам нужно связать воедино слух, дыхание и движения рук, губ, челюсти, языка. Пианисты учатся одновременно следить за движениями пальцев, за руками, играющими поочередно или вместе, а еще подключать ноги — нажимать на педали. Работать всеми конечностями учатся и ударники. Да то же самое пение — это сопряжение голоса и слуха.

«Многие исследования показали, что занятия музыкой способствуют улучшению процессов, связанных с языком и речью. В частности, чем лучше участники экспериментов справлялись с задачами на восприятие и воспроизведение ритма, тем выше был их уровень фонологической осведомленности — способности распознавать, анализировать и манипулировать звуками в устной речи. Кроме того, было доказано, что музыка с ясной метрической структурой способствует улучшению внимания», — объясняет младший научный сотрудник Центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус» Максим Маркевич.

Максим Маркевич Фото: © пресс-служба «Сириуса»

С чего начать

Детям в возрасте от четырех до шести лет эксперты советуют посещать группы раннего эстетического развития, которые часто организуют при музыкальных и хореографических школах. Там у малышей выявляют творческие и музыкальные способности. На занятиях по ритмике и сольфеджио с ними работают над слухом и чувством ритма. Даже если ребенок хотя бы год походит на такие занятия, а потом займется чем-то другим, это все равно даст ощутимый толчок его развитию.

При этом важно понимать, что возраст не является ограничением для прокачки музыкальных способностей. Например, научиться петь способен и стар и млад, ведь в этом деле важны мышцы, а они тренируются. Игру на инструментах тоже можно осваивать вне зависимости от того, когда вы родились.   

«У меня был ученик, которому 60 лет. Он писал стихи и очень хотел научиться играть на блокфлейте, чтобы исполнить фрагмент мелодии „Одинокого пастуха“. Выучив его, он не остановился и продолжил заниматься, а за три года достиг уровня, на котором разбирался в ритме и нотах, научился их читать самостоятельно. Так что музыке, как и любви, все возрасты покорны», — уверена Юлия Михайлова.

Как выбрать музыкальный инструмент

Обычно родители хотят, чтобы ребенок играл на том инструменте, который им нравится. Самый распространенный выбор — фортепиано или флейта. В некоторых регионах — саксофон. А среди музыкантов говорят: «Если хочешь быть всегда трудоустроен, выбирай фагот, гобой или валторну». Это самые редкие и дорогие инструменты, при этом самые сложные в освоении. 

Гобой занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый сложный для освоения инструмент в мире Фото: © Cory Maccarrone / Shutterstock / FOTODOM

Бывает, что дети хотят играть на определенном инструменте. Кто-то в мультфильме увидел лиру — и загорелся, кто-то дома целыми днями стучит по кастрюлям и даже на прослушивание приходит со своими «барабанами», кто-то без остановки поет. Правда, не в каждой музыкальной школе есть даже арфа. В таких случаях педагоги стараются предложить варианты и заинтересовать ребенка другими инструментами. Например, фортепиано преподносят как перевернутую арфу. Кому-то при поступлении предлагают попробовать что-то из струнных или духовых, если видят, что музыкальные данные есть, а по конкурсу на фортепиано пройти не получится. Тем более что в музыкальных школах много дополнительных предметов. 

Определиться с выбором инструмента поможет симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк», текст которой читает актер Константин Хабенский. Вместе с музыкантами Мариинского театра он дает возможность услышать разные инструменты и увидеть, как они выглядят.

Выбор музыкального инструмента влияет на складывание определенных навыков. Ученые установили различия в развитии музыкального слуха в зависимости от того, на чем играет человек.    

«Существует специализация полушарий головного мозга для восприятия компонентов музыки. Левое в большей степени связано с ритмом, а правое — с мелодико-гармоническим аспектом. Таким образом, выбор конкретного музыкального инструмента будет влиять на уровень активации полушарий. Например, игра на ударных улучшает ритмические аспекты музыкального слуха, а освоение струнных инструментов или пения — его мелодическую составляющую. Игра на фортепиано влияет на слух, более комплексно развивая его и ритмический, и мелодико-гармонический аспекты», — говорит Максим Маркевич.

В музыкальной школе обязательно смотрят на психофизиологическую предрасположенность каждого ребенка. Тому, у кого длинные пальцы, скорее всего, предложат играть на фортепиано, но если они гибкие и слабые, больше подойдет скрипка. Духовикам важен прикус — если челюсть сильно вытянута вперед или задвинута назад, ее сложно выровнять.

Но бывают исключения. Например, Денис Буряков — выдающийся флейтист, который выступает на лучших площадках мира. Он подобрал для себя особое положение инструмента и играет на нем «неканонично». Такая постановка считается неправильной, но это не помешало ему достичь цели, стать прекрасным исполнителем и выиграть не один престижный конкурс.

Юный Денис Буряков, 1994 год Фото: © Геннадий Попов / Фотохроника ТАСС

«При выборе инструмента всегда стоит прислушаться к педагогу. Если у ребенка маленькая ручка и ему не хватает растяжки пальцев, а он хочет играть на фортепиано, всегда можно попробовать другой инструмент — например, духовой. Нужно поговорить с малышом, предложить ему такую возможность (у духовиков и струнников есть небольшой „бонус: с третьего-четвертого класса начинается ознакомительный курс общего фортепиано). Если ребенку правильно преподнести информацию, он, скорее всего, ее воспримет и поймет. Недавно на отбор пришел мальчик, который увидел выступление Дениса Мацуева и решил играть на фортепиано. Говорил, что хочет заниматься, но глаза не горели. Мы ему показали ксилофон и „огоньки“ тут же вспыхнули», — рассказывает Юлия Михайлова.                   

Еще музыканту, помимо техники, нужна харизма — он должен быть артистом. Эмоционально сдержанные дети редко становятся яркими исполнителями, но из них могут вырасти хорошие преподаватели или оркестровые музыканты.

Оркестру нужно много скрипачей, потому что это основная оркестровая группа, иногда их даже называют «оркестровой подушкой» Фото: © Пресс-служба «Сириуса»

Как преодолеть кризис

Примерно в 10–11 лет дети часто теряют интерес к занятиям. Этот период родителям и учителям нужно преодолевать вместе с учеником, иногда через «не хочу». Ребенку порой сложно найти мотивацию, и в этот момент его нужно поддержать: помочь посмотреть на ситуацию с другой стороны, показать, чего он уже достиг и к какой цели стоит стремиться. 

«Если у тебя есть данные и ты отучился в музыкальной школе два-три года, то лучше довести дело до конца, перешагнув кризис. Большинство тех, кто не доучился, потом об этом жалеют. А тех, кто доучился и жалеет об этом, наоборот, единицы — я за свою практику встретила только одного такого человека». 

Музыка может помочь стать успешным физиком или биологом

«Ведь музыканты обладают широким кругозором, что позволяет им находить нестандартные решения. У меня занималась девочка, олимпиадница, учится на физико-техническом направлении. Я ей показала ролик про флейтовую геометрию, где расписана вся постановка инструмента с градусами и углами, и это помогло в учебе. А на олимпиаде она вспомнила про золотое сечение, о котором мы говорили, разбирая одно произведение, и благодаря этому решила задачу», — объясняет Юлия Михайлова.

Подогреть интерес к музыке помогают книги, фильмы и мультфильмы про музыкантов. Яркий пример — аниме «Нодамэ Кантабиле».

Как сохранить интерес к музыке

Любовь к занятиям музыкой не сойдет на нет, если регулярно ходить на живые концерты, желательно выдающихся музыкантов. Полезно ребенку и смотреть на мастеровитых сверстников. Когда не с кого брать пример, дети часто выгорают, думая, что уже всему научились. Конкуренция же развивает их. К примеру, в Детской музыкальной школе «Сириус» время от времени проводят концерты педагогов — дети видят, что преподаватель тоже артист, тоже выходит на сцену и волнуется. 

Отдавая ребенка в музыкальную школу, важно понимать, что не каждый ее выпускник становится солистом и выдающимся исполнителем. При должном упорстве ребенок в будущем наверняка найдет свое место в оркестре, на сцене, в преподавании, а может, станет музыковедом. Впрочем, необязательно заниматься музыкой профессионально, большинству достаточно общеразвивающих занятий по одному-два часа в неделю.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Маргиналы от классики: зачем люди идут в музыковеды? #Сириус #музыковед 09 июля 2023 06:19
2
Средняя специальная музыкальная школа «Сириус»: какой она будет #образование #Сириус #музыка 21 мая 2024 06:13
3
Пять произведений, чтобы влюбиться в классическую музыку #музыка 23 июня 2024 06:33