Секреты скрипок Страдивари: что осталось от оригиналов

Почему инструменты, изготовленные итальянскими мастерами три столетия назад, так ценятся музыкантами и антикварами и в чём секрет их долговечности, узнали у известного скрипача Павла Милюкова. 

Павел Милюков — лауреат XV Международного конкурса имени Чайковского, преподаватель Московской государственной консерватории имени Чайковского, член художественно-экспертного совета Образовательного центра «Сириус», а также музыкальный руководитель Фонда «Талант и успех».

Павел Милюков Фото: © Варвара Слива / Медиадом «Сириус»

— Павел Сергеевич, почему скрипка — самый дорогой антикварный музыкальный инструмент?

В 1704 году Антонио Страдивари в возрасте 60 лет изготовил особую модель скрипки, которую никто так и не смог превзойти. Она стала лучшей по звуку, форме и качеству работы. Самые выдающиеся инструменты мастер сделал с 1700 по 1737 год. А свои знания успел передать двум сыновьям и ученику Карло Бергонци, которые тоже сами стали великими мастерами. 

Само название профессии говорящее — скрипичных дел мастер. Оно даёт повод задуматься о том, какой инструмент считается главным среди струнных. Ведь, помимо скрипок, они производят контрабасы, виолончели, гитары и другие инструменты. Но именно скрипка — самая трудная и скрупулёзная ручная работа, своеобразный знак качества. Может, поэтому мы до сих пор не разгадали секреты великих мастеров прошлого, не смогли повторить их работы и лишь строим догадки на этот счёт. 

Сегодня скрипка — самый узнаваемый и востребованный в мире инструмент

Всё благодаря уникальному звуку. Зачастую в одном оркестре скрипок больше, чем других инструментов. Так сложилось исторически — наверное, чтобы сравнять одну сыгранную ноту тромбона сочетанием десяти скрипок. 

Краткая история скрипки

Существует несколько мнений относительно прообраза современной скрипки. Одни историки считают, что инструмент появился в Индии, откуда попал в арабские страны. Другие связывают его с народными струнно-смычковыми музыкальными инструментами славян, а третьи в качестве его прототипов рассматривают ребек, фидель и смычковую лиру, возникшие в Европе в Средние века. Но современный облик скрипка получила в Италии XVI века, где появились первые школы мастеров, её изготавливавших.

Мировым центром скрипичного производства стала Кремона (город на севере Италии в регионе Ломбардия). Всё благодаря семейству Амати и их мастерской, которой руководил Андреа Амати (позже передал дело своим сыновьям Антонио и Иерониму). Туда в середине XVII века попал Антонио Страдивари. Изначально в своих работах он придерживался стиля Амати, но когда открыл собственную мастерскую, начал экспериментировать и в 1691 году придумал новый тип скрипки — удлинённую Long Strad с длиной корпуса 35,5 см. На совершенствование этой выдающейся модели мастер потратил следующие 10 лет жизни. 

Другим известным учеником семейства Амати стал Андреа Гварнери, который основал целую династию скрипичных мастеров. Его инструменты славились отменным качеством по доступной цене. До наших дней дошли около 250 скрипок семьи Гварнери и около 450 скрипок работы Страдивари.

В XVIII веке скрипка стала неотъемлемой частью оркестров и камерных ансамблей, а затем и солирующим инструментом Фото: © Ярослав Яровой / Медиадом «Сириус»

— Все ли детали исторических скрипок оригинальны?   

Большинство скрипок времён Страдивари и Гварнери переделаны. Поменялось буквально всё: нагрузки, материалы, напряжение. В XVIII веке у скрипок была усилена пружина, увеличена высота подставки (она была более плоская), смычки модифицированы (ранее они были более дугообразными), струны из жил животных заменены на металлические и синтетические, из-за чего и шейка инструмента становится более длинной, чтобы выдерживать повышенное давление. Всё это приводило к новому звучанию — более насыщенному, открытому и громкому.

Страдивари не мог знать, как будут звучать его скрипки сейчас. В его голове было совершенно другое звучание

Однако у антикварной скрипки остался исторический корпус — самая долговечная и невоспроизводимая деталь инструмента. И соприкосновение с ним минимизировано. При игре я его практически не трогаю: пальцы играют по современному грифу, смычок взаимодействует с современными струнами, а место, где шея прикасается к инструменту, закрыто современным приспособлением. Благодаря этому историческая скрипка, на которой я играю, на протяжении 300 лет успела сменить не одного владельца. 

В чём секрет скрипок Страдивари? 

Музыканты и учёные до сих пор пытаются разобраться в происхождении уникального звука скрипок Антонио Страдивари. Долгое время считалось, что всё дело в древесине того времени. Несколько лет назад исследователи выяснили, что мастер использовал в обработке древесины агрессивное химическое вещество на основе бура, цинка, меди, квасцов и известковой воды, которое выводило из неё червей. А исследование 2022 года помогло понять, из чего состоит дополнительный слой под лаковым покрытием инструмента. Им мастер заполнял мельчайшие неровности древесины и таким образом влиял на её резонанс. С помощью синхротронного излучения учёные исследовали скрипки «Сан-Лоренцо» (1718 года) и «Тоскано» (1690 года) и обнаружили мельчайшие сгустки на основе белков, заполняющие неровности. Предположительно в них входил коллаген (обычный компонент соединительных тканей животных), но окончательный состав слоя ещё предстоит выяснить. 

Гравюра XIX века показывает Антонио Страдивари за работой Изображение: © Public domain

— На какой скрипке вы сейчас играете?

На скрипке Пьетро Джованни Гварнери «Экс-Сигети». За последние 15 лет мне также удалось поиграть на пяти скрипках работы Страдивари и на одной скрипке Джузеппе Гварнери дель Джезу. Конечно, были и современные скрипки, которые я приобрёл для себя.

Я познакомился с двумя современными мастерами. Они обучались в старинной школе, в которой изготавливали все известные инструменты. Эта школа до сих пор сохранена и продолжает традиции. Мне стало интересно посмотреть, что делают сегодня, попробовать в действии, сравнить со «старым» звуком. Но я понимаю, что эти скрипки не должны конкурировать, ведь речь не о спорте. 

— А какую скрипку вы бы хотели приобрести? 

Мне сложно выделить один инструмент. Я часто спрашиваю мнения друзей, которым доверяю в этом деле. Они говорят, что последняя скрипка подходит мне больше всего. Может быть, именно к ней я нашёл какой-то неуловимый внутренний подход: смог определить верную степень нажатия, подобрал смычки и учёл другие моменты. Надеюсь мне удаётся извлекать из неё лучшее: тембр, глубину и пронзительность верхних звуков.

Символом классического искусства скрипку сделали такие великие исполнители, как Бах и Паганини Фото: © Алёна Енченко / Медиадом «Сириус»

Солисту важно быть значительно громче других скрипачей в оркестре. А дальше нужно учитывать различные нюансы: звучание нижних струн, верхние звуки, тембр, тон, насыщенность, глубину и так далее. Все инструменты разные, даже у одного мастера. Но я бы всё равно отдал предпочтение великим — Гварнери и Страдивари. Это такой уровень инструментов, которые практически невозможно превзойти даже в век технологий.

— В России есть по-настоящему ценные скрипки?

Чаще всего старинные скрипки находятся в фондах. В нашей стране это Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации (в 2010 году вошла в состав Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки). Там много достойных экземпляров. Например, скрипка Страдивари 1686 года, так называемая «аматизе», которая принадлежала Павлу Третьякову и после его смерти попала в госколлекцию. Или ещё одна работа мастера 1706 года, которой владел Александр I. Однажды её похитили. Также в нашей стране есть небольшая коллекция Мариинского театра. Часть её можно было увидеть у музыкантов Страдивари-ансамбля на Новогоднем музыкальном фестивале «Сириус».

Инструменты Страдивари дорожают быстрее золота, выяснил журнал Time Фото: © Российский национальный музей музыки)

— Как вы следите за инструментом? Как происходит обслуживание?

Тщательно отбираются мастера, которые следят за инструментом и проверяют его раз в две-три недели. Скрипку очищают и настраивают, а также проводят необходимые работы, которые помогают сохранить её для следующих поколений. Это необходимо, так как старинный инструмент часто испытывает смену влажности, на нём скапливаются пыль и канифоль. Именно такое внимание к обслуживанию помогает сохранять антикварную вещь уже несколько столетий. 

Если мы говорим про перемещение инструмента, то для этого есть усиленный футляр. Он создан так, чтобы скрипка практически не соприкасалась со стенками своими старинными частями.

— А если говорить про саму музыку, как изменилось исполнительское искусство со времён Страдивари? 

Раньше музыкантов было меньше, ведь обучаться могли далеко не все. Но у исполнителей прошлого получилось достигнуть наивысшего уровня игры и сочинительства, так как их внутренний мир был гораздо богаче, чем у сегодняшних людей. В их жизни было меньше посторонних звуков, на которые приходилось отвлекаться: проезжающих машин, работающего телевизора и других.  

Но именно двадцатое столетие я бы назвал золотым веком исполнительства — когда появилась большая конкуренция среди музыкантов. Оглядываясь на записи тех времён, постоянно поражаешься их виртуозному исполнению. Уверен, у нас есть все возможности, чтобы достигнуть уровня музыкантов прошлого. Сириус же становится двигателем музыкального образования и прогресса академической музыки в целом. Тому пример — строящийся на федеральной территории Концертный центр. Я уже успел поиграть в его камерном зале и пришел к выводу, что акустика очень хорошая.

Концертный центр «Сириус» Фото: © Юрий Славин / Медиадом «Сириус»

— Как современные технологии влияют на исполнение академической музыки? 

Сегодня технологии — это некое дополнение к классической музыке. Например, слушатель приходит на концерт, где оркестр играет сочинения великих композиторов, а за их спинами на экране транслируется видеоряд, подходящий по смыслу. Слушатель задаётся внутренним вопросом: а что мне чувствовать? Видеоряд подсказывает. Получается, публика видит восприятие одного конкретного человека, а не интерпретирует музыку самостоятельно. Хотя главная задача искусства — дать человеку эмоции и проследить, как они влияют на него изнутри. Каждому исполнителю советуют задуматься о замысле произведения и разгадать смысл, заложенный композитором. Этот путь поиска оригинальной мысли — есть самое сложное и важное для музыканта в академическом искусстве. 

— Какое произведение вам сложнее всего исполнять?

Второй концерт Шостаковича для скрипки. На мой взгляд, это его самое недооценённое сочинение. Я осознал, что мне нравится играть сложную музыку, на недавнем Новогоднем музыкальном фестивале «Сириус». Исполнив одно из самых непростых для восприятия произведений Прокофьева — Сонату для скрипки и фортепиано № 1, я увидел, что большей половине зала она понравилась. Рад, что даже люди без музыкального образования готовы её слушать.

Павел Милюков выступает на Новогоднем музыкальном фестивале «Сириус» Фото: © Ярослав Яровой / Медиадом «Сириус»

Ещё пять лет назад я не мог представить, что академическая музыка будет так популярна здесь, на федеральной территории. Это можно назвать прорывом. Я бы очень хотел, чтобы Сириус стал культурной столицей России, ведь тут всё для этого есть.

На Новогоднем музыкальном фестивале «Сириус» прошло 15 концертов, которые посетили более 15 тысяч человек. Выступали Денис Мацуев, Сергей Ролдугин, Ольга Перетятько, Игорь Бутман и другие известные артисты. Фестиваль открыл год, посвящённый творчеству Иоганна Штрауса и Петра Чайковского, 200-летие и 185-летие которых будут отмечать по всему миру. 

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Юрий Башмет: стоял у окна со скрипкой и плакал, чувствуя, что теряю детство #Сириус #фестиваль #Башмет 26 августа 2023 06:33
2
Занятия музыкой: с чего начать, на чем играть #музыка #развитие #инструменты 14 сентября 2024 06:27
3
Что нужно знать тем, кто хочет играть на кларнете #музыка #кларнет 12 октября 2024 06:47