Почему религиозное искусство переживает ренессанс?

О трендах в христианском искусстве, о реакции на него учёных, выборе сюжетов и цветов поговорили с художницей Светланой Чепровой, известной как Фотон Света. Она представила свои работы и выставку художников проекта «После Иконы» на прошедшей в Сириусе конференции «Если перед нами встанет истина...».
Светлана Чепрова (Фотон Света) — художница, которая вдохновляется христианским искусством и иконописью, член Творческого союза художников России и Московского союза художников, куратор проектов «После Иконы» и «Русский Стиль».
— Ваш псевдоним — Фотон Света. Это отсылка к тому, что наука и религия могут сочетаться, а не противоречить друг другу?
— Мне всегда были интересны физика, химия и математика, но мой творческий псевдоним появился совершенно случайно. Мы с друзьями играли в ассоциации, и они сказали, что я представляюсь им как фотон — самая быстрая частица, способная преодолевать невероятные расстояния. Это была игра слов, которая со временем органично вписалась в смыслы моего искусства.
Недавно я обнаружила неожиданную связь между наукой и религией. Это произошло на выставке моих работ в Сколковском институте науки и технологий в Москве. Картины вызвали живой интерес у молодых учёных, что стало для меня очень неожиданным. Оказалось, что искусство на религиозную тему находит отклик у тех, кто смотрит на мир через формулы и цифры.
Это наблюдение получило развитие на Международной научной конференции «Если перед нами встанет истина...» в Университете «Сириус», где я также представила свои работы и выставку проекта «После Иконы». Во время форума мне очень откликнулись слова Владимира Легойды: «Тема о возможном конфликте между наукой, искусством и религией возникла в то время, когда начали проводить границу между этими понятиями. Сейчас же важно понять, есть ли потенциал и возможность вновь объединить эти способы познания».
— Светлана, вы работаете в жанре современного христианского искусства. Как вы пришли к этому?
— Я православная христианка, и религия всегда занимала важное место в моей жизни и творчестве. У меня есть профессиональное художественное академическое образование, и мне нравится экспериментировать с различными материалами, такими как стекло, пластик, бумага, песок, глина, ткани и многие другие. Я с уважением отношусь к традициям и канону, и моё искусство является продолжением религиозной темы в светском обществе.
Также я курирую художественный проект «После Иконы», который в этом году отмечает десятилетие. Он посвящён поиску новых художественных средств и выразительности в современном христианском искусстве. Художники делятся своими личными размышлениями о Боге, вере и человеке. Это искусство стремится к предельной серьёзности, внимательности и ответственности в диалоге со зрителем.
В последнее время на международных арт-аукционах наблюдается большой интерес к российским произведениям искусства, в том числе к картинам, отсылающим к религиозным темам. В 2023 году оборот отечественного арт-рынка превысил 25 миллионов долларов, что стало самым высоким показателем за последние 13 лет. Например, самой дорогой картиной, проданной на аукционе, стал живописный эскиз Марка Шагала к картине «Воскрешение». На «AI Аукционе» он был куплен за 177 миллионов рублей, что стало рекордной суммой для российских произведений искусства.

— На первый взгляд ваши картины кажутся довольно мрачными. Это авторский стиль, символический язык или вызов?
— В своих работах я часто использую три основных цвета: красный, белый и чёрный. В иконописи красный цвет традиционно считается одним из самых ярких и часто встречающихся. Он символизирует любовь, огонь, животворящую энергию и Воскресение. Белый цвет олицетворяет Божественный Свет и чистоту.
Чёрный цвет я воспринимаю как некую непостижимую для нашего земного бытия Тайну. Он символизирует начало духовной жизни, и его используют для облачения монахи. Мне нравится определение чёрного цвета как «Божественного мрака» — это невместимость Божества, невозможность ограничить его земными стереотипами.
— О чём сюжеты ваших картин? Насколько они соотносятся с современной реальностью?
— Свои работы я рассматриваю как путь к духовному и творческому развитию, который помогает мне не стоять на месте. В этом поиске я часто обращаюсь к библейским сюжетам, и некоторые переходят из картины в картину — меняются лишь детали и средства выразительности. Один из таких значимых сюжетов — «Поцелуй Иуды».
Этот образ заставляет зрителя задуматься: нет ли в нём самом Иудиной части? Ведь утрата веры в существование Бога и желание извлечь выгоду из дружбы с ним — это и есть Иудин грех. И самое страшное в этом грехе — отталкивание от себя любви Небесного Отца. Такие размышления заставляют быть особенно внимательным к своей духовной жизни.
— Откуда именно черпаете вдохновение?
— Часто обращаюсь к храмовой росписи. Всегда восхищалась живописью и архитектурными памятниками времен Византии и Древней Руси. Среди художников меня особенно вдохновляет Исаак Левитан, с большой любовью писавший родную русскую природу. Если говорить о музыке, то нельзя не упомянуть гениального Сергея Рахманинова.
— Может ли такое искусство по-настоящему понять человек, далёкий от религии?
— Христианское искусство существует уже около 2 000 лет. Несмотря на то, как изменилась наша жизнь в технологическом и социальном плане, мы сталкиваемся с прежними духовными вызовами. Никто не знает, где и когда произойдёт встреча человека с Богом. Современное искусство на христианскую тему способно вызвать сильные эмоции и глубокие размышления, которые могут стать первыми шагами на пути к духовному росту. Я заметила, что в трудные периоды жизни люди особенно часто обращаются к Богу.
Учитывая непростой исторический период, в котором мы сейчас находимся, наблюдается некий ренессанс христианской культуры в нашей стране. Это проявляется в том числе в повышенном внимании к религиозному искусству, благодаря чему художественные проекты, посвящённые христианской тематике, выходят на новый уровень. Эти естественные процессы отражают духовные запросы, которые сложились внутри общества.