Нейросеть-исповедник — ИИ с точки зрения науки и религии

Искусственный интеллект уже стал незаменимым помощником в решении некоторых бытовых, технологических и научных задач. Но способен ли он стать человечнее человека? Этим вопросом сегодня задаются не только учёные, но и люди веры.
Ещё полвека назад создатели первых компьютеров пророчили: людям будущего предстоит работать с искусственными человекоподобными машинами. Тогда не было ни ПК, ни смартфонов, ни ChatGPT или вытворяющих акробатические трюки роботов Atlas. Но и Алан Тьюринг, и Норберт Винер, и Джон фон Нейман понимали, что это время придёт.
Первые шахматные программы появились в 1960-х годах, а к концу века они уже обыгрывали гроссмейстеров. Для этого алгоритмы обучали на реальных партиях, и вскоре начались уже соревнования между ними — поединки с людьми потеряли смысл. Однако в 2017 году компания DeepMind выпустила нейросеть AlphaZero, которая не знала ничего, кроме правил игры в шахматы, го и сёги. За сутки она сыграла миллионы партий сама с собой, после чего уложила на лопатки чемпионов мира среди программ по всем трём дисциплинам.

«Что же произошло? Работающая по алгоритмам, в прямом смысле этого слова, железяка стала умнее нас в узкой области. Дальше пошло больше. Алан Тьюринг говорил: я поверю, что компьютер умный, когда он начнёт со мной разговаривать. Летом прошлого года ChatGPT-4 прошёл тест Тьюринга по всем показателям. Чат-боты научились разговаривать с людьми так, что невозможно отличить живого от неживого», — говорит доктор физико-математических наук, профессор Физтеха и МФТИ Владимир Решетов.
На Первой международной научно-религиозной конференции «Если перед нами встанет истина…», которая прошла в Сириусе 13 и 14 февраля, учёный предложил участникам пройти тест — угадать, какое из представленных ниже стихотворений написал человек, а какое — нейросеть.
Первое стихотворение
Мы вместе с тобою, мой друг, в этом мире,
Встречаемся крепко, звеня и паря.
Ты — свет, ты — тепло, ты — надежда и сила,
Прости, если в чём-то была не права.
Прости, что на сердце твоём, как на плахе,
Себя распинаю, надежду губя.
Прости, если можешь, всё маленькой птахе.
Ты скажешь: «Давно это всё не беда».
Прости, что я мало тебе подарила,
Спасибо, родной, за твоё волшебство,
Ты скажешь: «Тебя я совсем не любила»,
Ты, кажется, милый, совсем не про то…
Второе стихотворение
Простите, голубчик, что душу волную,
Что мир и покой расплескала, играя.
Я знаю, что вертишься ты не впустую,
Иду я по жизни — пути освещая.
Ты думал зачахнуть, уснуть преспокойно,
Но Бог он всё видит, и спать не даёт.
Оно будет сложно, оно будет больно,
Но иначе счастье твоё не придет.
Я буду тревожить, манить и трезвонить,
Я буду на подвиг тебя вдохновлять.
Потом ты увидишь, потом ты припомнишь,
Как здорово было нам вместе шагать.
Ответ
Первое стихотворение написано нейросетью, второе — Владимиром Решетовым
Владимир Решетов подчеркнул, что речь не о качестве стихов, а лишь о невозможности однозначно идентифицировать автора. Ведь мнения по итогу и вправду разделились. Но современные нейросети умеют гораздо больше, например, генерировать вполне убедительные и логичные изображения по тем же стихам.

Более того, в прошлом году в церкви Святого Петра в швейцарском Люцерне запустили арт-проект Deus in Machina (Бог в машине). Его создали специалисты по информатике и теологи из Lucerne University of Applied Sciences and Arts, обучив ИИ на Новом Завете и других религиозных текстах. Учёные убедились, что по ключевым вопросам нейросеть придерживается той же позиции, что и священнослужители прихода.
«К чату очередь выстроилась больше, чем к реальному католическому священнику. Одна из причин — исповедник забывает, в чём человек исповедовался в прошлый раз, а программа помнит. Она работает персонально, запоминая каждого из тысяч прихожан», — объясняет Владимир Решетов.
Произошедшее в Швейцарии протоиерей Санкт-Петербургской духовной академии РПЦ, преподаватель биоэтики Константин Константинов сравнил с библейской «мерзостью запустения на святом месте». Священнослужитель отметил, что технологии ИИ глубоко вторгаются в когнитивную сферу человека, поскольку и призваны имитировать ее.

«Когда мы видим воспроизведение этих функций, их имитацию, легко возникает иллюзия наличия осознания — того внутреннего, чего у машины, конечно же, нет, зато есть у человека. Эта подмена чрезвычайно опасна. Однако у нас есть колоссальный опыт религиозной философии, аскетики, Церкви, а значит есть возможность направить развитие этой технологии в нужное русло. Тогда она не будет представлять угрозы нашим внутреннему миру и душе», — считает священнослужитель.
Таким образом, невероятный прогресс происходит прямо на наших глазах и занимает считаные месяцы, а не сотни или тысячи лет, обращает внимание Владимир Решетов. Буквально в начале февраля компания Figure AI объявила о планах по созданию 100 000 гуманоидных роботов в течение следующих четырёх лет, в том числе для заводов немецкого автогиганта BMW.
«Остается вопрос: буду ли роботы нам доверять? Они вошли в нашу жизнь, и мы будем сосуществовать с ними, как бы кто к этому ни относился. Главное, чтобы роботы дружили с людьми», — резюмировал Владимир Решетов.

Сознание у искусственного интеллекта — возможно ли такое?
Читать