Юрий Башмет: стоял у окна со скрипкой и плакал, чувствуя, что теряю детство

Юрий Башмет — постоянный гость Большого летнего фестиваля в «Сириусе», который сегодня подходит к концу. На первой федеральной территории маэстро уже в пятый раз. Любой его приезд — это не только встречи на концертах со зрителями, но и общение. И каждый раз мы узнаем об именитом музыканте что-то новое. Например, почему он отказался от скрипки и гитары, как пережил распад «Битлз» и не стал слушать психоделику, для кого подбирал на пианино песни Муслима Магомаева и как его спас Ленин. 

Юрий Башмет — уроженец Ростова-на-Дону. Выпускник Львовской средней специальной музыкальной школы и Московской консерватории. Еще студентом становился лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975 г., вторая премия) и Мюнхене (1976 г., первая премия). 

Сегодня Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира. Он сделал альт популярным инструментом, основал первый и единственный в России Международный конкурс альтистов в Москве. 

В 1982 году по совету выдающегося советского пианиста Святослава Рихтера Башмет попробовал себя в качестве дирижера, а 10 лет спустя создал камерный ансамбль «Солисты Москвы». В 2008 году музыканты ансамбля и его руководитель стали лауреатами премии «Грэмми».

Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы» на Большом летнем фестивале в «Сириусе» Фото: © Варвара Слива / пресс-служба «Сириуса»

— Вам, наверное, часто задают вопрос о том, почему перешли со скрипки на альт. И все же…

— Когда очередная пожилая иностранная туристка меня спрашивает: Yuri, why you decided play viola? — я обычно начинаю раздражаться. Но это довольно симпатично произошло в моей жизни. Когда мне исполнилось пять лет, моя семья переехала из Ростова-на-Дону во Львов. Моя мама пыталась прощупать, к чему у меня был интерес: был спорт (у меня разряд по фехтованию), рисование немного, две недели водного поло, потом прыжки в воду, но отовсюду меня мама забирала, потому что в одном месте была опасность неправильно приводниться, в другом кисть становилась жесткой, что плохо для смычка. 

Когда я окончил первый класс, меня встретила мама и по дороге домой мягко предложила попробовать поиграть на скрипке. При этом она предупредила, что мне придется меньше гулять на улице. Я внутренне сильно сопротивлялся, но не мог ей отказать. И когда я зашел домой, понял, что моя жизнь прервалась, потому что на столе лежала скрипка. После уже выяснилось, что это был самый дешевый инструмент в магазине, стоил 7 рублей 50 копеек. 

Когда потом нужно было уже профессионально учиться, к нам пришел студент консерватории и сначала проверил у меня слух — его не оказалось. Но сейчас я точно могу вам сказать:

Нет людей без музыкального слуха! Если вам нравится любая песенка или тема из симфонии — значит, слух есть 

Просто у многих не развиты связки. Со мной стали заниматься — и через месяц я уже угадывал ноты и мог петь. Петр Столярский всегда говорил: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы». А моя — как раз такой пример.   

Когда я начал заниматься музыкой, дедушка мне подарил пианино. Папа был специалистом по электронике, но у него был прекрасный слух и голос. И он меня заставлял подбирать песни. В основном это был репертуар Муслима Магомаева, Юрия Гуляева, Иосифа Кобзона. И я был вынужден подбирать, аккорды какие-то нажимать. В дальнейшем мне это очень помогло в жизни.  

Мама мне потом рассказывала о том времени, когда я начинал учиться: стоя у окна, я водил смычком по пустым струнам и плакал, потому что на улице мои друзья играли в футбол и катались на велосипедах, а я тут терял детство. Тогда она говорила: «Бери велосипед. Когда проголодаешься, вернешься, а захочешь — еще позанимаешься». Я убегал и катался часа два-три, но чувствовал ответственность и возвращался заниматься. У нас с мамой были дружеские отношения.

Юрий Башмет играет на альте в Большом зале московской консерватории Фото: © Шеметов Максим / ITAR-TASS

Когда я поступал в музыкальную школу, в скрипичном классе не было свободного места, и меня записали в альтисты. При этом занимался я на скрипке. Принято считать:

Альтист — это скрипач с темным прошлым: либо который мало занимается, либо недостаточно способный

Часто таких скрипачей переводят на альт. В конкурсном классе я входил в тройку лучших скрипачей в классе, но поскольку числился альтистом, пришло время переходить на этот инструмент. Мне было все равно, поскольку главной для меня тогда была гитара. А для мамы и папы главным было, чтоб я не бросил музыкальную школу. 

На выбор повлияла моя учительница Нина Леонидовна Вишневская. Она устроила скандал и добилась, чтобы меня все-таки перевели на альт. Еще один альтист мне подсказал, что если остаться заниматься на скрипке, то дальше пойдут каприсы Паганини и надо будет все больше и больше заниматься, а так останется время для гитары. Так появился альт. Сначала трудно было привыкнуть к альтовому ключу: написано соль, а надо играть ля, еще и на октаву выше. 

«Один раз на концерте в Турине у меня взорвался альт — оторвалась петля и весь подгрифник, со всеми струнами с бешеным звуком отлетел. Этот фрагмент любили одно время крутить по Euronews. В тот момент я играл концерт-поэму Романа Леденева — тоже прекрасного современного композитора, которого, к сожалению, уже нет с нами. Концерт пришлось остановить, и я говорю: „Извините, сделано в Италии“. Потом понимаю, что я нахожусь в Италии, и пытаюсь оправдаться: „Более 200 лет назад“». 

Юрий Башмет

 

— А гитара как появилась в вашей жизни? 

— Когда я учился в музыкальной школе, у меня появилась своя группа. Я играл на электрогитаре и был продвинутым исполнителем, потому что у меня были развиты пальцы из-за скрипки. К тому же я знал нотную грамоту, в отличие от многих гитаристов, которые в то время сидели на каждой лавочке. Мы их называли «слухачи», потому что они подбирали все песни на слух.  

Мы молились на «Битлз», играли их песни. И вдруг они перестали существовать как группа. Это был крах — потеряна цель в жизни. Когда «Битлз» распались, мой старший брат посоветовал мне послушать Джими Хендрикса, но мне совершенно не понравилось. Я был не готов к такому психоделическому стилю. Тогда брат посоветовал послушать американский джаз-рок: группы Chicago; Blood, Sweat & Tears; Earth, Wind & Fire

     

Мне очень понравилось, и я перевел свою группу в этот стиль. Мы имели огромный успех, потому что были первыми, кто начал такое играть. Но, конечно, это была жалкая копия — не было у нас таких инструментов и традиций.

И тут меня спас Владимир Ильич Ленин — в Киеве был объявлен конкурс, посвященный его столетию. Тогда на Украине были очень сильные музыкальные школы. Я начал готовится, через месяц выучил всю программу. Но выходить из формы было нельзя, пришлось продолжать заниматься.

Так Ленин меня увел от «Битлз». Но не до конца. На самом деле это сделал Пётр Ильич Чайковский

Я приехал на конкурс, и тут выяснилось, что я один альтист. Меня решили поставить вместе со скрипачами, и я получил самый высокий балл. Председатель жюри сказал: «Вы хотите новый анекдот? Альтист получил первую премию на скрипичном конкурсе». Решили шести финалистам не давать никакую премию, просто вручили награды и объявили всех победителями конкурса. 

«Культура виновата»

«В 2007 году, когда Солисты Москвы отпраздновали 15-летие, я решил сменить акцент. До этого примерно 80 % гастролей проходили за границей и максимум 20 % — в России. Я решил поменять соотношение, и мы сделали большое турне по нашей стране. Один из первых концертов был в Сочи. На торжественном ужине после концерта в Зимнем театре были Слава Фетисов, Ирина Роднина и Михаил Швыдкой. Там нам предложили на следующий год приехать не с одним, а хотя бы с тремя концертами. Я дал согласие, и через год родился маленький фестиваль, потом он вырос в Зимний международный фестиваль искусств. Тогда же за столом Швыдкой пошутил:Если мы не выиграем проведение Олимпийских игр, скажут, что культура виновата. Когда Сочи объявили столицей зимней Олимпиады, я не поленился, набрал ему и сказал: Культура виновата — мы выиграли проведение Игр». 

Юрий Башмет

Константин Хабенский и Юрий Башмет на сцене Зимнего театра во время спектакля «Не покидай свою планету» на фестивале искусств под руководством маэстро Фото: © Дружинин Алексей / ITAR-TASS

— Вы в пятый раз выступали на летнем фестивале в «Сириусе», в этот раз с программой «Чайковский — знакомый и незнакомый». Разве Чайковский может быть незнакомым?

— В «Сириусе» в этом году я открыл концертный сезон. У нас была маленькая пауза в 12 дней, после того как мы закрыли прошлый сезон. Каждую зиму я оказываюсь в Сочи, проводим большой емкий фестиваль. Очень рад, что летом меня приглашают в «Сириус» и я оказываюсь опять у себя дома.

С программой «Чайковский — знакомый и незнакомый» камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета выступил на Большом летнем музыкальном фестивале в «Сириусе». Прозвучали Andante из Струнного квартета № 2, ария Ленского из оперы «Евгений Онегин», Andante contabile, «Мелодия» и «Вальс скерцо», а также Серенада для струнного оркестра.    

В этот раз «Солисты Москвы» сыграли одну из частей Второго струнного квартета — Andante. Мы не так давно начали ее исполнять. Мне позвонил кинорежиссер и актер Андрей Смирнов, который для своего нового фильма выбрал эту музыку. Я ее не знал, и он мне прислал запись. Это совершенно гениальная музыка, и ее никто не слышал в составе струнного камерного оркестра. Я не думаю, что слушатель привык к исполнению на валторне Andante cantabile Чайковского или на флейте — знаменитой арии Ленского из оперы «Евгений Онегин». В таком смысле, что это все новое.

Солисты, которые выступили с нами, — это молодежь, которая в свое время прошла через Образовательный центр «Сириус». Они прекрасные. Лерочка Абрамова сейчас первая скрипка во Всероссийском юношеском оркестре. Там у нас ротация. Самой маленькой девочке сейчас девять лет, она играет на гобое, а когда исполняется 22 года, человек должен освободить место в оркестре.

Исполнять Чайковского чуть ли не сложнее, чем Моцарта: ты как на ладони, как без одежды, один неверный шаг — и дурновкусие

А играть формально музыку Чайковского невозможно, там требуется душа, а сердце, мозг и руки должны подчинятся. Весь Чайковский — это огромное удовольствие и невероятная ответственность для исполнителей. Когда совсем молоденькие исполнители включают свои эмоции с хорошим вкусом — это и есть наша задача. 

— Сегодня вы играете много музыки современных композиторов: Альфред Шнитке для вас сочинял, Александр Чайковский и многие другие. Какое произведение вам больше всего нравится? 

— Больше всех концертов мне нравится тот, который для меня еще сочинит Петр Ильич Чайковский, я очень жду. А если серьезно, много произведений написаны для меня и посвящены мне, я не все еще сыграл. Чаще всего из современных произведений, из альтовых концертов просят сыграть концерты Шнитке, Софии Губайдулиной, Александра Чайковского «Этюды в простых тонах» и Гии Канчели «Стикс».

 
Медальон Юрия Башмета Фото: © Варвара Слива / пресс-служба «Сириуса»

«Медальон с изображения Георгия Победоносца освятил католикос-патриарх Грузии Илия II. Когда я приехал на концерт в Тбилиси, прошла уличная демонстрация. Мне грозил штраф и три года тюремного заключения, потому что я нарушил закон, про который даже не знал, — об оккупированных территориях. После концерта меня пригласили в резиденцию патриарха, он мне сказал: „Приезжайте к нам как можно чаще, мы вас любим, а это будет вас защищать“ — и подарил мне медальон. Такие нигде не продают. Грузины носят их поверх одежды. А имена Георгий и Юрий — производные».

Юрий Башмет

— Какие качества должен воспитывать в себе начинающий музыкант, чтобы расти профессионально?

— Важно не терять удовольствие от игры, это должно нравиться. Когда ты учишь музыкальную фразу в 24 такта и играешь 10 раз, чтобы получилось, а потом еще 50 раз, можно потерять свежесть, а вместе с ней интерес. Всегда перед собой нужно ставить задачу — сыграть чуть по-другому: чуть быстрее чуть медленнее, свободнее или ровно, ритмично. Если про это помнить, то можно не только играть в хорошем оркестре, но и солировать по всему миру. Главное — не переставать любить музыку!

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Сергей Ролдугин: «Сириус» создан, чтобы открывать таланты #Сириус #музыка #Созвездие #таланты 03 июня 2022 11:06
2
Валерий Гергиев: «Сириус» станет одной из культурных столиц #Сириус #музыка #Гергиев 03 июля 2023 06:49
3
Народный артист Вадим Репин — о том, как слушать камерную музыку, о «Сириусе» и мечтах #музыка #Репин #Франция 19 августа 2023 00:36