Как Сириус объединяет математиков со всего мира

Главное открытие в математике за последнее время и над чем сейчас бьются специалисты? Какая репутация у российских математиков за рубежом? Как учить человека с аутизмом, чтобы он решал задачи лучше профессора. Об этом и многом другом мы поговорили с именитым ученым и руководителем Международного математического центра в Сириусе Арием Лаптевым.
— Арий Ариевич, над какими известными задачами сегодня бьются математики?
— Одна из самых известных и нерешённых — гипотеза Римана. Она связана с распределением простых чисел — тех, которые делятся только на себя и единицу. Гипотеза пытается описать закономерность в расположении этих чисел среди всех остальных. Если её удастся доказать, это может привести к важным открытиям в теории чисел и других областях математики. Другая проблема связана с простыми числами-близнецами. Так называют пару простых чисел, которые отличаются ровно на 2 (например, 3 и 5; 11 и 13). Учёные пытаются понять, существует ли бесконечно много таких пар. Хотя эта задача известна ещё со времен Евклида, до сих пор нет ответа, является ли множество простых чисел-близнецов бесконечным.
Кто такой Арий Лаптев?
Арий Лаптев — cоветский и шведский математик, специалист в области дифференциальных уравнений, автор более 140 научных статей и монографий, главный редактор нескольких зарубежных научных изданий. Он действительный член Шведской королевской академии наук, Европейской академии наук и Академии Европы, профессор Имперского колледжа Лондона и Университета «Сириус». В прошлом президент Европейского математического общества и Шведского математического общества, директор Института Миттаг-Леффлера и почётный профессор Королевского технологического института в Стокгольме.
— Какое открытие в математике можно назвать главным за последнее время?
— Решение проблемы Ферма. Французский математик сформулировал её ещё в 1637 году, а доказательство предложил английский математик Эндрю Уайлс в 1994-м. В 2016 году он получил за это Абелевскую премию.
Вторая выдающаяся задача — проблема Пуанкаре, сформулированная ровно 120 лет назад. Она была решена российским математиком Григорием Перельманом. За это ему была предложена премия Математического института Клэя в 2010 году, но он от неё отказался. Это была одна из семи проблем тысячелетия, обозначенная институтом в 2000 году.

— Расскажите о Международном математическом центре, который уже пять лет работает в Сириусе.
— Подобные центры существуют во многих странах. Среди самых известных — Институт Миттаг-Леффлера в Стокгольме и Математический институт Обервольфаха в Германии. Это площадки, где встречаются ведущие математики, обмениваются идеями и развивают науку. В 2019 году мы решили, что в России тоже должен быть такой центр международного уровня. Предполагалось, что там будут устраивать недельные научные конференции, а также школы для аспирантов и молодых исследователей. И вот уже пять лет Международный математический центр в Сириусе выполняет эти задачи.
Наша цель — активизировать математические исследования в России
Также хотим расширить сеть личных и профессиональных контактов между математиками, вовлечь российских студентов и аспирантов в актуальные научные исследования, обеспечить поддержку математической составляющей исследований и разработок в Инновационном научно-технологическом центре «Сириус».

Что такое ИНТЦ «Сириус» и как стать его резидентом
ЧитатьС февраля 2020 года прошло более 50 конференций, в которых участвовали представители 45 стран, в том числе из Австрии, Чехии, Японии, Израиля, Великобритании, Франции, Канады и США. В 2021 году состоялась Первая конференция российских математических центров мирового уровня. Также за это время прошло 13 школ для молодых исследователей, где студенты и аспиранты погружались в важнейшие математические задачи современности.
Добавлю, что три года назад Фонд «Талант и успех» учредил специальную премию для поддержки молодых математиков, достигших значительных научных успехов. Мы вручаем её в трех номинациях: «Молодые учёные», «Аспиранты» и «Студенты». При этом сам себя кандидат выдвинуть не может — это должен сделать выдающийся математик. В 2024 году на соискание награды претендовали 44 человека со всей России, чьи исследования касаются разных областей — от алгебраической геометрии и комбинаторики до математической логики и моделирования. Девять лауреатов получили заслуженное признание.

— Математический центр имеет статус международного. А как сегодня происходит взаимодействие с иностранцами?
— На наших конференциях их довольно много. Это учёные из Японии, Германии, Франции, Китая, Италии, даже из США и Великобритании, как я уже сказал. Большинство принимают участие онлайн, делятся научными докладами, но есть и те, кто приезжает лично. Представляют свои работы и многие русскоязычные учёные, проживающие в разных уголках мира. Во многом международное сотрудничество зависит от конкретных организаций. Если они действительно занимаются серьёзной наукой и это востребовано, то такие связи будут создаваться и поддерживаться.
Важно, что в этом году мы стали издавать математический журнал, где выходят труды учёных, принимавших участие в работе Математического центра «Сириус». Основная часть статей — результаты исследований. Журнал публикуется не только на русском языке, но и на английском известным издательством Springer. Так что статьи наших авторов доступны за рубежом и автоматически включаются в базы данных рецензируемой научной литературы: SCOPUS, Zentralblat Math, Google Scholar, MathSciNet.
— А как за рубежом обстоят дела с математическим образованием?
— В Швеции я был руководителем математического общества, а также профессором Королевского технологического института в Стокгольме. Когда я переехал в эту страну, то понял, что математическое образование там гораздо слабее, чем на родине. А когда стал профессором Имперского колледжа Лондона (входит в десятку лучших вузов мира), то осознал, что математическое образование в России и Швеции гораздо лучше, чем в Англии — там на математику выделяют меньшее количество часов.

Практика показала, что брать для исследовательской работы по математическому анализу, например, аспиранта-математика из Имперского колледжа нецелесообразно — его придется всему учить заново. Так что лучше не тратить время, а привлечь человека со стороны — например, из Австрии, Германии, Швеции или Франции. Там математическое образование лучше.
Конечно, очень ценятся и российские специалисты, потому что за рубежом математическое образование отличается принципиально. В Англии оно направлено на умение быстро посчитать (такие профессионалы востребованы в банковской сфере), у нас происходит полное погружение в науку, чтобы что-то создавать. И здесь важную роль играют наши сильнейшие математические школы — без них невозможно вырастить выдающихся специалистов.
— Математика даётся не всем. Нужно ли обладать к ней особым талантом?
Лично я никогда особым талантом к математике не обладал. В олимпиадах почти не участвовал, а когда пробовал, не получалось. Но по предмету у меня были пятёрки, мне нравились задачи. Потом я попал в профильный кружок при университете, где много занимался, и в итоге смог поступить в математическую школу № 30 в Ленинграде. Там у нас был прекрасный преподаватель, который обожал математику и привил эту любовь нам. Хотя ничего особенного он не делал — мы просто вместе решали задачи. Причём зачастую наш учитель сам не знал на них ответов и искал их с нами. Так он показывал процесс решения, и этот метод теперь я тоже использую в обучении.

У меня был аспирант с аутизмом, и никто не думал, что он когда-нибудь сможет защитить диссертацию. Я ему давал задачу, решения которой сам не знал. Две недели спустя он возвращался без ответа. Тогда мы с ним вместе начинали думать и достигали какого-то прогресса. Этот парень уходил и снова решал сам, возвращаясь потом с ответом. Постепенно он стал решать сложнейшие задачи, которые не давались даже профессору высокого ранга. Каждый раз, когда аспирант не мог что-то решить, мне звонил его доктор и просил быть с ним осторожнее: мол, нельзя ему давать задания на слух, только в письменном виде. Но мы продолжали в том же ритме, и в итоге он успешно защитил диссертацию. Об этом писали в газетах. В одном интервью этот парень рассказал, что в школе учителя не позволяли ему быстро решать сложные задачи, потому что другим детям это было психологически неприятно.
Вот чем отличается наша математическая школа — в России очень много кружков и преподавателей, которые занимаются с детьми на высоком уровне. Действует продвинутая система выявления талантов — такая работа хорошо поставлена в Сириусе. Дети приезжают сюда со всей страны и занимаются с выдающимися математиками. А молодые исследователи объединяются в команды, работая над решением глобальных научных задач. Именитые учёные регулярно проводят масштабные конференции, делясь результатами своих исследований. Всё это способствует продвижению науки и значительному вкладу в развитие нашей страны.

Алексей Савватеев: не стал бы все математизировать, есть хаотичные вещи, и это прекрасно
Читать