5 фантастических фильмов, которые рекомендуют ученые
Какое кино нравится тем, кто занимается наукой? Об этом мы спросили участников Конгресса молодых ученых в Сириусе и составили подборку.
«Область тьмы»
Сценарий этого триллера основан на популярном мифе о том, что человек использует лишь малую часть возможностей собственного мозга. Жизнь страдающего от творческого кризиса главного героя кардинально меняется, когда ему в руки попадают загадочные таблетки. Они дают невероятный всплеск когнитивной активности — улучшаются память, мышление, скорость анализа, ораторские способности, качество восприятия. Персонаж Брэдли Купера добивается долгожданного успеха и наслаждается новой жизнью, но со временем понимает, что препарат вызывает зависимость и неприятные побочные эффекты, а также привлекает внимание опасных людей.
«Идея этого фильма понравилась специалистам в области синтетической биологии. Они решили выяснить, может ли человеческий мозг вообще получать сверхспособности и какие условия для этого нужны. Оказалось, это возможно, но пока что только у животных. Например, у змей есть терморецепторы, которые позволяют им ощущать тепло на большом расстоянии. Если перенести их в клетки другого организма, в том числе в нейроны, и направленно возбуждать инфракрасным излучением или ультразвуком, то они начнут работать. Будет активироваться определенная зона мозга, где находятся эти рецепторы. В дальнейшем это собираются применять в медицине, но теперь мы знаем, что можем создать человека со сверхспособностями».
Ирина Алексеенко, руководитель группы генной иммуноонкотерапии в Институте биоорганической химии РАН
«Москва — Кассиопея»
Этот советский научно-фантастический фильм вышел в 1974 году и стал первой частью кинодилогии (вторая часть — «Отроки во Вселенной»). В центре сюжета история о школьниках, которые по заданию Академии наук отправляются в систему Кассиопея на планету Альфа, откуда ученые получили сигнал от каких-то разумных существ. Подростки стали главными героями не случайно, ведь полет должен занять 26 лет, а значит, в экипаже должны быть дети 14–15 лет. На первый взгляд стандартная для научной фантастики сюжетная линия окружена ореолом таинственности. В ней появляется загадочный герой-помощник — некий И.О.О. (исполняющий особые обязанности), который помогает подросткам в критические моменты. Фильм Ричарда Викторова отражает дух времени и напоминает, о каком будущем мечтали полвека назад.
«Научная фантастика появилась в моей жизни во втором-третьем классе, когда я посмотрел кинодилогию „Москва — Кассиопея“ и „Отроки во Вселенной“. Меня настолько восхитила эта история, что я захотел точно так же. Подумал, что раз космолета у меня пока нет, то буду строить плот с друзьями, на котором отправлюсь в путешествие. Это развило во мне два важных для ученого качества: я стал думать по-научному и мне захотелось сделать какой-то большой проект.
После этого фильма я спросил у отца, можем ли мы сейчас полететь в космос. Он ответил, что нам не хватит топлива, чтобы улететь далеко. Я тогда придумал идею, посмотрев на бабушкины цветы, где жили плодовые мушки: предложил засадить космический корабль фиалками и сжигать этих мушек, чтобы вырабатывать необходимое количество топлива. Конечно, я тогда еще не знал про закон сохранения массы и о других важных вещах. Но это стало отправной точкой к моей научной карьере».
Максим Никитин, научный руководитель направления «Нанобиомедицина» в Научно-технологическом университете «Сириус»
«Не смотрите наверх»
Леонардо Ди Каприо и Дженнифер Лоуренс играют астрономов, пытающихся предупредить людей о приближающейся к Земле комете, которая способна уничтожить цивилизацию. Это своеобразная метафора безразличия общества к глобальной опасности — например, к изменению климата. Главных героев высмеивают и втягивают в политические игры. Комичные сцены вызывают скорее тревожный смех, ведь зритель понимает, что такое вполне возможно в реальной жизни.
Эта комедия вышла в прокат несколько лет назад и вызвала неоднозначную реакцию. Одни хвалили ее за именитый актерский состав, другие ругали за тяжеловесный подход к теме. Фильм, получивший в итоге четыре «Оскара», назвали настоящей сатирой на современное общество, а американские кинокритики включили его в десятку лучших картин 2021 года.
«Еще в 1942 году Роберт Мертон сформулировал правило научного этноса: ученый должен быть движим истиной. Но он же обозначил и другую проблему — амбивалентности ученого, который живет в реальном мире, сталкивается с реальными проблемами и вынужден выполнять показатели по публикационной активности. В этом есть противоречие. И тут возникают два варианта развития событий: либо мы видим мир будущего в формате документального кино и, как в „Задаче трех тел“, пытаемся найти решение дилеммы с помощью технологий, или существуем в более реалистичном варианте — ироничном фильме „Не смотрите наверх“. Это не фантастика, а история про то, как сегодняшние ученые существуют в мире коммуникаций».
Константин Фурсов, ведущий эксперт Университета ИТМО, руководитель лаборатории научно-популярных и культурных проектов Фонда «Талант и успех»
«Сто лет тому вперед»
Современная киноадаптация одноименной повести Кира Булычева, увидевшая свет в 2024 году. Она не повторяет сюжет советской классики 1978 года, а добавляет новые элементы, которые делают ее актуальной для сегодняшнего зрителя. По сценарию действие разворачивается в двух временных измерениях: в мире обычного школьника Коли Герасимова — современной Москве и в столице 2124 года, где учится Алиса Селезнева. Конечно, город будущего разительно отличается от привычного нам: там царит эпоха передовых технологий, космических исследований и неожиданных угроз, исходящих из глубин Вселенной. Главная цель Алисы — найти свою мать, которая отправилась в прошлое, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу. Благодаря древнему таинственному артефакту подростки встречаются, и это событие становится отправной точкой для их приключений.
«Я боялся смотреть новую адаптацию Кира Булычева, которого я так люблю, но фильм меня приятно удивил. В интернете разделились на два лагеря: кто-то его очень советовал, а кто-то жаловался на то, что фильм сильно расходится с книгой. Кинопроизводители осовременили сюжет, оставили лишь мотивы старой истории. Я удивился, что люди так негативно воспринимают новые идеи, хотя фильм вышел хорошим».
Максим Никитин, научный руководитель направления «Нанобиомедицина» в Научно-технологическом университете «Сириус»
«Мне кажется, очень важно создавать образ будущего, где есть и технологии, и ценности. „Сто лет тому вперед“ стал очень удачным проектом и постепенно превращается во вселенную: сейчас готовятся второй фильм, сериал, анимация по нему. Технологически киноиндустрия готова к созданию таких больших научно-популярных проектов, вопрос в идеях и в точности деталей. Например, то, что сделано в „Оппенгеймере“ и „Интерстелларе“, — это высочайшая степень научной достоверности. Мы тоже привлекаем научных консультантов, но хочется больше коллабораций между киноиндустрией и учеными».
Михаил Врубель, продюсер фильма «Сто лет тому вперед»
«Бегущий по лезвию»
Культовый научно-фантастический фильм, вышедший в 1982 году, основан на книге американского фантаста Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Действие разворачивается в мрачном будущем, где человечество создало репликантов — биороботов, внешне неотличимых от людей. Они должны выполнять тяжелые и опасные работы. Главный герой — детектив и охотник за андроидами, который получает задание выследить и вывести из строя группу беглых репликантов, совершивших преступление. Сталкиваясь с ними, персонаж Харрисона Форда начинает осознавать, что эти биороботы обладают чувствами и стремлениями, которые делают их человечнее его самого. Возникает внутренний конфликт: выполнять приказ и уничтожать преступников или попытаться понять их и найти гуманный выход.
Ридли Скотт соединил неонуар и киберпанк с тревожной музыкой Вангелиса. Версия картины для широкого проката вопреки пожеланию режиссера заканчивается хеппи-эндом. В 1992 году появился режиссерский вариант с другим финалом, который был принят намного теплее: именно его фанаты считают каноническим. А в 2017-м вышло продолжение истории — «Бегущий по лезвию 2049».
«Научно-фантастическая история никогда не работает, если это история без любви. Лучший фильм о любви — старый „Бегущий по лезвию“. Это скорее не научная фантастика, а кино о любви человека к человеку и человека к машине».
Альберт Ефимов (автор более 30 научных публикаций по робототехнике, искусственному интеллекту и другим темам, а также соавтор патентов на робототехнические комплексы), вице-президент — директор управления исследований и инноваций «Сбербанка»