Может ли научное кино быть нескучным?

Какое научно-популярное кино нужно современному зрителю? Где больше смотрят образовательные ролики: по телевизору или в TikTok? Как найти баланс, когда, с одной стороны, нужна точная подача сложной информации, а с другой — зрелищность? И можно ли такие фильмы сделать не только факультативной, но и обязательной частью школьной программы?

Научно-популярное кино, то есть кино, в общедоступной форме рассказывающее о какой-либо области науки, появилось в мире в начале XX века, на заре кинематографа. Родилось оно из черно-белых съемок, которые ученые производили в чисто практических целях, но публика с удовольствием их смотрела.  

В России научное кино возрождается. За последние три года в прокат вышли такие отечественные картины, как «Чип внутри меня», «Пространство Лобачевского», «Сахаров. По ту сторону окна». Появился Фестиваль актуального научного кино (ФАНК), который стал самым масштабным научно-популярным кинопроектом в стране, а мультфильмы «Смешарики» и «Фиксики» прививают любовь к науке и знаниям миллионам детей уже много лет с самых пеленок.

Научно и интересно

Кино должно вдохновлять. Фильм, где просто пересказывают научную статью, скорее всего, быстро забудется. А когда в нем есть что-то спорное, драматическое, есть шанс на более серьезное восприятие.

Психологи выяснили, почему кинозрители часто симпатизируют злодеям

Читать

Как, не будучи ученым, сделать качественный и интересный продукт про науку? Создатели фильмов не могут знать все обо всем, поэтому без специалистов-консультантов не обойтись. Но с ними нужно уметь работать.

«Десять лет назад мы, продолжая цикл о Второй мировой войне, пригласили писать сценарий военного историка Алексея Исаева. В любом книжном магазине вы обязательно найдете две-три его книги. Когда он рассказывал своими словами, было интересно. А когда написал сценарий, мы осознали, что зритель вообще ничего не поймет. Тогда режиссер предложил ему передавать историю байками. Человек нашел свой формат и вот уже десять лет прекрасно пишет в этом жанре, ведет свой Telegram-канал. Научные фильмы должны быть понятны обычным зрителям», — приводит пример главный редактор телеканала «365 дней ТВ» Герман Трегубенко.

Другой путь создания качественного документального кино — это когда автор, не будучи специалистом в какой-либо научной сфере, максимально в нее погружается: изучает документы, встречается с экспертами, анализирует и сопоставляет полученную информацию.

Топ-5 научно-популярных фильмов по рейтингу «Кинопоиска»

  1.  «Космос», 2019 год, рейтинг 9,3
  2.  «Планета Земля» 2 часть, 2016 год, рейтинг 9,2
  3.  «BBC: Планета Земля», 2006 год, рейтинг 8,9
  4.  «Планеты», 2019 год, рейтинг 8,9
  5.  «BBC: Чудеса Солнечной системы», 2010 год, рейтинг 8,6

Такой подход поддерживает программный директор Фестиваля актуального научного кино Ирина Белых. Ее команда сделала цикл научно-популярных короткометражек под названием «Лаборатория научного кино». Для этого режиссеров, продюсеров и редакторов пришлось в буквальном смысле погрузить в среду ученых.

«Более 150 режиссеров участвовали в конкурсе. Мы выбрали 16 из них и познакомили с молодыми учеными. Получились небольшие творческие коллективы, которые создали 16 короткометражек. Фишка в том, что они из разных вузов и у каждого свой бэкграунд. Поэтому получились абсолютно разные истории.

Именно так должно создаваться научное кино — с полным погружением в действительность. Оно должно рождаться там, где наука. Иначе хорошего фильма не получится

Ирина Белых

Прежде чем появилась «Научная лаборатория кино», в 2015 году впервые прошел Фестиваль актуального научного кино. Новый формат соединил в себе авторское документальное кино о науке и технологиях, научные стендапы, лекции и дискуссии. В отличие от традиционных фестивалей, ФАНК не привязан к конкретному времени или месту — его события проходят в течение всего года по всей России.

Новый подход

Жизнь меняется, а с ней и представления о научном кино. Сейчас в единое целое переплелись искусство, наука, технологии, и в этом проявляется настоящее творчество, считает руководитель исследований факультета креативных индустрий Высшей школы экономики Олег Иванов.

«Мы не должны их разделять. Я думаю, Десятилетие науки и технологий в России поможет нам это понять. Научное кино — это один из мостиков, который позволяет связывать науку и искусство.

Раньше цепочка была: автор — фильм — зритель. Сейчас эта схема не работает. Зритель не хочет быть пассивным

Олег Иванов

Он хочет включаться в процессы и даже самореализовываться. И кажется, что в этой цепочке все уже поменялись местами: нет чистого автора или потребителя. Становится все больше любителей. Зачастую они просто развлекают, иногда — просвещают. И теперь нам нужно пересмотреть свои гипотезы и понять, что молодое поколение успело куда-то катапультироваться быстрее, чем мы. Мы это пространство называем „соджитальное“ — социальное плюс цифровое (social + digital). Поэтому мы не сможем донести до молодых людей научное кино по тем стандартам, которые были эффективны даже пять лет назад».

По данным глобального исследования, которое провели креативное агентство We Are Social и SMM-сервис Hootsuite, в прошлом году пользователи «пропадали» в Сети больше 48 часов в неделю.

Первые научные фильмы транслировались на стену или полотно и длились по 15 минут Фото: © Javier ki / Shutterstock / FOTODOM

Обучающие и познавательные ролики теперь появляются там, где раньше только танцевали и веселились. К примеру, в TikTok, где сейчас рассказывают о космосе, учат иностранным языкам или демонстрируют реальные научные эксперименты.

«Не так давно мне довелось общаться с 4–5-летними детьми. И один из них мне абсолютно серьезно начал рассказывать про то, как устроены планеты, чем они отличаются друг от друга. Причем я знаю, что это не родители поведали ему об этом, а он это сам увидел и услышал. И я понимаю, что как раз такому короткому формату мы должны быть благодарны. Нужно понимать, что это совершенно другая коммуникация, и, возможно, TikTok — это тоже научное кино», — рассуждает Олег Иванов.

Значит ли это, что длинный формат больше не актуален? Возможно, современный человек склонен к клиповому мышлению и лучше воспринимает фрагментарную информацию с яркими образами? Генеральный директор телеканала «Наука» Григорий Ковбасюк уверен, что каждый формат займет свою нишу. Но для телевидения делать научно-популярные проекты гораздо сложнее, поскольку требований и ограничений больше, чем в Сети, отметил он.

«У нас шесть разных проектов. Мы производим около 600 программ в год. Пол, возраст и отчасти уровень образования влияют на выбор контента. Например, исторические каналы чаще смотрят люди серебряного возраста. Для нас ключевое — рейтинг и время просмотра. Поэтому мы не делаем короткоживущий контент, мы не делаем новости. Любой фильм нашего производства должен прожить в течение 3–5 лет, а для этого ему нужно быть качественным. Мы не можем позволить себе подавать непроверенную и неточную информацию. Также мы должны быть визуально сильными, чтобы человек, попадая на наш фильм в очередной раз, продолжил его смотреть, потому что ему это нравится. 

Наша задача — быть максимально яркими, простыми и доходчивыми, поэтому мы не прибегаем к уловкам, которые часто используют в интернете

Григорий Ковбасюк

Большой скачок. Обмануть систему

У тех, кто занимается научным видео,  две ключевые задачи — привлечь зрителя, а потом удержать его. Например, в интернете успех во многом зависит от яркого заголовка, провокационной картинки и глубины просмотра. Чем дольше проигрывается клип, тем больше рекомендаций он потом получит. Поэтому ролик зачастую бодро начинается, а потом проседает по наполнению и драматургии. Более качественный и длинный формат требует дополнительных усилий, но зато время просмотра больше, а для телевидения это ценнее, чем охват аудитории.

Наука с пеленок

Научные анимационные проекты уже два десятка лет пользуются в России большой популярностью. «Смешариков» дети знают по именам. Те в доступной форме рассказывают им, как устроен мир. Чуть больше 10 лет и мультяшным «Фиксикам», которые живут внутри приборов и аппаратов. Они устраняют сложные поломки, попутно в легкой занимательной форме объясняя устройство техники.

«Наши проекты основаны на обучении через развлечение. Кроме основной творческой команды, мы обязательно привлекаем экспертов. Например, над последним сезоном „Фиксиков“ работали профессор Российской академии наук химик Артем Аганов и доцент кафедры МГУ химик Владимир Петров. „Фиксики“ и „ПинКод“ — научно-познавательные спин-офф сериала „Смешарики“ — стали международными проектами и собирают миллионы просмотров. Мы не боимся сложных тем. Наша задача — взрастить детское любопытство, чтобы маленькие почемучки задавали больше вопросов и увидели все разнообразие мира, науки и профессий. А с анимационными персонажами им это очень комфортно делать», — рассказала генеральный продюсер группы компаний «Рики» Юлия Николаева.

Создатели «Смешариков» сейчас разрабатывают и другие проекты, которые должны быть интересны не только маленьким зрителям, но и взрослым. Говорить о сложном в доступной форме, считают авторы, вполне возможно.

Дискуссия ученых и кинематографистов прошла на II Конгрессе молодых ученых, который принял Парк науки и искусства «Сириус».

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Улитки умеют пускать «стрелы амура» #наука #эмоции #улитка 16 мая 19:20
2
«Когнитивные люди»: ученые «Сириуса» запустили подкаст #наука #Сириус #подкаст 19 мая 16:29
3
Когнитивные люди 1 выпуск Психология — это наука! #наука #психология #ученые 21 мая 36 мин