«Вестсайдская история»: банды Нью-Йорка + Ромео и Джульетта

Этот мюзикл сначала покорил Бродвей, а потом и весь мир, получил несколько престижных театральных наград, а затем и экранизацию, ставшую оскароносной. Расскажем, почему «Вестсайдской истории» удалось пережить свою эпоху и стать классикой. 

Подготовить этот материал «Сириус(Журналу» помог Артем Варгафтик — музыкальный критик, радио- и тележурналист, популяризатор академической музыки. 

Сюжет мюзикла «Вестсайдская история»

Действие этой музыкальной постановки, как можно догадаться из названия, происходит в нью-йоркском Вестсайде в начале 1950-х годов. Эта эпоха ассоциируется с бриолином, пышными юбками, духом свободы и «американской мечтой». За исполнением последней в США съезжались со всего мира. Сегодня это престижный район, а в середине прошлого века там была маргинальная часть города, где селились эмигранты разных национальностей и конфессий. Местная молодежь сбивалась в банды. Но даже в таком неблагополучном уголке мегаполиса было место для любви, пусть иногда и запретной.

Главные роли в оригинальной постановке исполнили Кэрол Лоуренс (Мария), Ларри Керт (Тони) и Чита Ривера (Анита) Изображение: © Кадр из фильма «Вестсайдская история», 1961 г.

Главные герои мюзикла — американские Ромео и Джульетта. Только вместо веронских семей Монтекки и Капулетти они принадлежат враждующим молодежным группировкам. Тони — бывший член банды европейских эмигрантов «Ракеты», а Мария — сестра Бернардо,  лидера пуэрториканских «Акул». Все происходит как в классическом шекспировском сюжете: вопреки осуждению общества молодые люди влюбляются друг в друга, пытаются построить отношения и заканчивают так же печально, как их прообразы. 

Постановка поднимает вечные вопросы любви, ненависти, дружбы, предательства, а также борьбы за место под солнцем. Классическая история не меняется, но становится гораздо эффектнее благодаря зажигательным танцам, песням и музыке. 

«Истсайдская история»

Изначально предполагалось, что постановка будет носить название «Истсайдская история», а ее главными героями станут парень-католик и девушка-еврейка. На первый план выдвигались религиозные и социальные предрассудки, распространенные в американском обществе. Мюзикл должен был «попасть» в аудиторию того времени, которая требовала актуального, понятного и близкого ей сюжета. Правда, воплощение идеи пришлось отложить на несколько лет. Когда авторы к ней вернулись, проблема ушла на второй план, но появилась новая — молодежные этнические банды. 

«Почему драма Шекспира имела такой успех? Не только потому, что это красивая история любви. Она стала отражением безумной животной ненависти между двумя кланами. Не менее острой эта проблема остается в наши дни. Когда авторы задумывали этот мюзикл, перед американским обществом явно встала проблема подростковой преступности на рубеже 50–60-х годов прошлого века. Только у них не было враждовавших родителей, дети действовали самостоятельно. Их ненависть базировалась не на печальном опыте предков. Банды просто друг друга не любили, так как одни — пуэрториканцы, а другие — белые», — объясняет Артем Варгафтик.

Артем Варгафтик Фото: © Ярослав Яровой / Медиадом «Сириус»

История создания мюзикла «Вестсайдская история»

«Вестсайдская история» впервые была представлена на Бродвее 26 сентября 1957-го. Хотя весь материал был готов примерно за год до этого. Остальное время занял поиск спонсоров, готовых на свой страх и риск вложиться в новаторский проект. Мюзикл одним из первых стал затрагивать серьезные социальные темы: проблемы расовой дискриминации, преступности и насилия как образа жизни. Сценарий написал Артур Лорентс, музыку — Леонард Бернстайн, либретто и слова песен — Стивен Сондхайм, а за хореографию отвечал Джером Роббинс.  

«Вестсайдская история» удостоилась театральной премии Theatre World Award Фото: © Fred Fehl / Public Domain

Спектакль понравился и критикам, и массовому зрителю. Он собрал множество театральных наград, но самую престижную — премию «Тони» не получил. Веселая постановка Меридита Уилсона «Продавец музыки» обошла «Вестсайдскую историю» во всех номинациях, кроме хореографии. При этом публика не переставала интересоваться историей банд Нью-Йорка: в США ее показали 732 раза, а затем отпустили в мировое турне. Сегодня спектакль входит в тройку лучших мюзиклов всех времен. 

Еще большую известность «Вестсайдская история» приобрела в 1961 году, когда на экраны вышел одноименный фильм режиссеров Роберта Уайза и Джерома Роббинса. Картина удостоилась премии «Грэмми» за лучший саундтрек, завоевала десять «Оскаров» из 11 возможных и три «Золотых глобуса». Сегодня эта лента входит в Национальный реестр фильмов США (список фильмов, имеющих культурное, историческое или эстетическое значение для американского общества).

Кадр из фильма «Вестсайдская история», 1961 г. Главные роли в фильме сыграли Натали Вуд (Мария), Ричард Беймер (Тони), Джордж Чакирис (Бернардо) и Рита Морено (Анита)

Музыка Бернстайна в «Вестсайдской истории»

Взявшись за «Вестсайдскую историю», Леонард Бернстайн принялся экспериментировать с разными стилями и жанрами: от классической оперы до джаза. В неожиданных местах он добавлял в партитуру синкопы и джазовые ударные. Однако на первом плане всегда оставались традиционные латиноамериканские мотивы — отсылка к героине-пуэрториканке. Музыку Бернстайна можно расценивать как отдельного персонажа постановки, который живет своей жизнью, при этом всегда оставаясь в контексте происходящего. Например, Нью-Йорк наделен собственным голосом — временами он звучит энергично, иногда тревожно, а порой и вовсе трагично. В итоге из всех эпизодов мюзикла «Вестсайдская история» автор отобрал девять и соединил их в оркестровую сюиту «Симфонические танцы». Кстати, название он позаимствовал у последнего и самого знаменитого произведения Рахманинова.

Леонард Бернстайн — автор опер «Волнения на Таити» и «Тихое место», оперетты «Кандид», а еще множества симфоний, балетов и вокальных циклов Фото: © Charles Harrity / AP / ТАСС

«В отличие от людей, которые сочиняли музыку только для широкой аудитории, Бернстайн — настоящий классический композитор, хоть и с очень современным подходом, — объясняет Артем Варгафтик. — Он жил параллельно несколькими жизнями, понимая, что к настоящей популярности и широкой аудитории можно приблизиться, только выходя за рамки классики. Не для развлечения публики, а для того, чтобы она тебя узнала и поняла. Когда он сочинял „Вестсайдскую историю“, параллельно работал еще над одним произведением для музыкального театра. Это был его четвертый мюзикл, предыдущие оказались не такими успешными. При этом начинал он с серьезной музыки и не переставал заниматься ею до конца жизни. У Бернстайна есть очень глубокие вещи, написанные на вершине мировой славы».

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
5 книг, которые помогут глубже понять музыку #музыка #книги 11 октября 2022 23:03
2
Современная опера: главные имена и постановки #Сириус #современный театр #опера 14 августа 2024 07:04
3
«Иоланта»: чем интересна последняя опера Чайковского #искусство #Сириус #опера 20 октября 2024 06:05