Кто расписывает храмы в России?
В российском церковном искусстве сегодня продолжают традиции времен Андрея Рублева и Феофана Грека, пробуя при этом что-то новое. Оправданны ли такие эксперименты и должен ли художник быть верующим, чтобы расписывать храм?
О современной иконописи и росписи храмов в нашей стране мы поговорили с художником-монументалистом Ксенией Вороновой, которая сама этим занимается. Она декан факультета дополнительного образования Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова (МГАХИ) и член-корреспондент Российской академии художеств. А еще преподает в Образовательном центре «Сириус» на программе «Композиционный рисунок».
— Ксения Александровна, как вы пришли в профессию и начали работать в церковных проектах?
Я рисовала с детства и в 11 лет поступила в лицей Московской центральной художественной школы при Российской академии художеств. На протяжении семи лет мы ежедневно учились рисунку и живописи, а также проходили общеобразовательную программу. Там я изучила основы, а затем пошла в МГАХИ им. В. И. Сурикова на факультет живописи, в мастерскую монументальной живописи. Это направление с детства привлекало меня своим разнообразием, возможностью работать в архитектуре и создавать масштабные произведения. Я часто пишу сериями в больших форматах, так как не помещаюсь в рамки стандартной картины.
Монументальное искусство сильно отличается от станковой живописи, нужны другие знания. Например, о методах и материалах, с которыми работаешь. К тому же это всегда бригадная работа, позволяющая получить опыт под руководством других профессиональных художников. В этом же кроется сложность, ведь совместно вам нужно прийти к общему взгляду и создать единую картину. Достигнуть этого можно только благодаря хорошему взаимопониманию.
Монументальное и церковное искусство — это символический и образный язык, отличающийся от натурного восприятия формы, объекта, пространства
Иконопись впечатляла меня с самого детства за счет заложенной в ней метафоры и смыслов. Я начала погружаться в тему, изучала богословие и теологию. Оба диплома в институте посвятила церковным объектам, для которых разрабатывала полный проект: от идеи и макета до эскизов и выполнения. Первая настоящая большая работа — это два иконостаса с 22 иконами для храма Живоначальной Троицы в Троицке. На тот момент мне было 23 года — я впервые работала как автор проекта. А первая большая работа с архитектурным оформлением — это храм Святого Саввы в Белграде, где я трудилась под руководством академика Николая Мухина. Я была одним из 15 бригадиров и управляла небольшой командой. На протяжении пяти лет мы создавали мозаики храма. Сейчас работаю над созданием фресок храма Тихвинской иконы Богоматери в Троицке. Росписи выполняются по моему проекту, сама я тоже пишу образы и руковожу всем процессом.
— Художник должен быть верующим, чтобы расписывать храм?
Если художник — просто исполнитель и работает в бригаде, то это необязательно. Если же он автор проекта, то создать правильные образ и впечатление без веры у него не выйдет. Можно проиллюстрировать Библию, но не суметь передать нужные смыслы. Потому что самое важное, что делает художник, — создает для верующих вместе с настоятелем литургическое состояние в храме, погружает их в определенный контекст и атмосферу. И это не всегда ощущение назидания или тревожности от Страшного Cуда. Например, для храма в Троицке я выбрала тему Воскресения Христова.
Для меня храм — плоть, а изображения в нем — дух. Моя главная цель — с помощью росписи вдохнуть жизнь в пространство
— Какую роль фреска выполняет в храме?
Изначально христианского храма как помещения не существовало — это были катакомбы и гробницы. Но некоторые из них даже расписывали: в рисунки вкладывали базовые догматические понятия, которые нужно было передать следующим поколениям. Когда христианство вышло из катакомб и было объявлено государственной религией, началось активное освоение базилик под литургию и преобразование их в храм. Пережив период иконоборчества, Церковь сформулировала основные изобразительные каноны. Икона стала утверждением догмата о Боговоплощении, а изображение Христа — неотъемлемой частью храма. Фреска не только являлась украшением храма, но и строила диалог с прихожанами, причем неуловимый, ведь задача художника — создать преображенный образ Христа, выстроить невидимую границу между верующими и горним миром.
Если мы изучим сохранившиеся фрески, то поймем, чем жили в те времена государства, общины, регионы: все события выражались в изображении. Прихожанин мог считать позицию Церкви и художника прямо со стен, но иногда она была неоднозначной. Например, после церковного раскола апостола Петра как представителя римско-католической церкви в некоторых православных регионах изображали с некоторым уничижением, хотя он был последователем и учеником Христа.
— Как рождаются образы для фрески?
В искусствоведении есть мнение, что церковное искусство — это всегда contemporary art (современное искусство), отклик на потребности времени и человека. То есть церковная живопись, икона и даже Слово (Священное Писание) — это уже веками сложившаяся метафора, которую каждое новое поколение проживает по-своему. Поэтому прежде чем приступить к созданию образа, художнику нужно собрать материал: понять, для каких конкретных людей он пишет и что именно Церковь стремится им донести. Для этого я посещаю проповеди, стараюсь «пропустить» их через себя.
Глубина, образность, метафора — вот как можно описать церковную живопись
Также мы отталкиваемся от пожеланий заказчика и архитектуры храма. Нельзя просто нарисовать любую картинку — нужно оценить век и стиль постройки, основные архитектурные формы, обозначить регистры, которые всегда заложены в изобразительной иерархии. Затем подобрать близкие исторические образцы, но не копировать (к сожалению, сейчас это распространенная практика). Конечно, художники всегда опирались на традиции и почитаемые образы, но создавали что-то свое — иначе это превращается в дубляж и перенос одного времени в другое.
Что такое фреска и чем она отличается от иконы?
Икона — отдельная композиция, не привязанная к тому или иному храму. Чаще всего ее пишут на деревянной доске либо на холсте, иногда — на металлических пластинах.
Фреска — роспись храмовой стены, которая должна сочетаться с архитектурным обликом здания и подчиняться церковным канонам. Задача фрески — создать эффект присутствия изображенных на ней лиц.
— Может ли художник добавить в образ что-то свое?
Художник может самостоятельно трактовать некоторые композиции. Вспомним знаменитую икону «Троица» Андрея Рублева, написанную по ветхозаветному сюжету. В своей работе художник избавился от устоявшейся иконографии, изобразив только Святую Троицу — нераздельную и неслиянную. Тогда это было спорное решение, которое вызвало много вопросов у Церкви. Ведь Авраам и Сарра считаются праотцами, а Рублев их не показал. Однако он почувствовал самую суть текста и смог передать в своей картине сложные истины визуально простым языком. Это очень хороший пример того, как современному творцу найти свободу в работе.
В основу иконы «Троица» положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в библейской Книге Бытия. Версия Андрея Рублева повторяла привычную композицию: три ангела-вестника сидят за столом во время посещения дома Авраама и Сарры. Они явились, чтобы сообщить, что у Сарры родится сын. Визуально фигуры ангелов образуют круг — символ единения Отца, Сына и Святого Духа. Однако Рублев опустил некоторые подробности, которые раньше включали в композицию. На иконе нет Авраама и Сарры, а атрибуты трапезы и элементы на фоне сведены к минимуму и играют лишь роль символов. Такое изображение Святой Троицы стало новым каноном в русской иконописи.
Очень важно, чтобы художник знал и понимал аллюзии, заложенные в священных текстах. Исследовал вопрос с разных сторон, а потом совместил в своем произведении все: художественность, связь с архитектурой, смыслы и другое. Главное, чтобы это не было оторвано от верующих. У современного человека во время литургии должно складываться ощущение, что он не один. Фреска в храме — это возможность встретиться со Святыми, Богородицей, Христом, воплощенными в образах. Нужно показать это присутствие.