Хемофобия: нужно ли бояться химии
Слово «химия» ассоциируется с чем-то искусственным, ядовитым и вредным для здоровья? Возможно, у вас хемофобия. Расскажем, насколько оправдан такой страх.
Откуда взялась хемофобия
В современной культуре химия часто противопоставляется всему естественному и экологичному. Но откуда взялось это предубеждение? Во многом оно сформировалось под влиянием СМИ и рекламы, где часто демонизируют химикаты, пугают вредными пищевыми добавками и синтетическими материалами в одежде и косметике. Крупные бренды активно используют это, продвигая продукты с отметками «без парабенов (консерванты, которые предотвращают рост числа вредных бактерий, при этом способные вызывать аллергию)», «без ГМО» или «100% натуральное». Эти маркетинговые ходы создают у потребителей ложное ощущение безопасности при покупке подобных товаров.
Психологические факторы, очевидно, играют важную роль в формировании страхов. Нам свойственно опасаться того, чего мы не понимаем, а химические формулы и названия для многих сложны и непонятны. Боязнь неизвестного, особенно если она связана с чем-то невидимым вроде химических веществ, становится благодатной почвой для хемофобии. Дополнительным фактором служат промышленные аварии, связанные с утечкой химикатов, или катастрофы на атомных электростанциях.
«Природные соединения от полученных промышленным путем по своим свойствам не отличаются. Разумеется, есть масса синтетических веществ, контакта с которыми нужно опасаться из-за их высокой токсичности. Не вызывает сомнения вред от инсектицидов, пестицидов, отравляющих веществ и токсинов. Однако боязнь заведомо токсичных веществ к хемофобии не относится», — говорит руководитель Ресурсного центра доклинических исследований Лабораторного комплекса Университета «Сириус» Богдан Крапивин.
Чем отличаются натуральные продукты от синтетических?
Суть хемофобии в разделении «химического» и «естественного». Это разделение условно, ведь с точки зрения науки все, что нас окружает, состоит из химических веществ. Если речь о живых организмах, они преимущественно «сделаны» из углерода, водорода, кислорода и азота. Вода — это водород и кислород, а воздух — по большей части смесь кислорода и азота. Из этих же элементов состоят фрукты, овощи и мясо.
Многие вещества, которые мы называем «химией», безопасны. Например, глутамат натрия, который принято считать вредным для здоровья, способен причинить вред только при регулярном и чрезмерном употреблении, причем у чувствительных к нему людей. Здесь работает древняя концепция яда — любое вещество может им стать, все зависит лишь от дозы. С другой стороны, многие природные соединения могут быть весьма вредными — например, в косточках яблок и вишен содержится цианид (его там очень мало).
Дигидрогена монооксид — когда слышишь такое, невольно возникает образ какого-то сложного химического вещества, возможно токсичного. На самом деле за этим словосочетанием скрывается то, без чего невозможна жизнь на Земле, — вода. Это яркий пример того, что даже чему-то естественному можно создать негативный образ. А замысловатые названия можно придумать даже тому, что создано природой.
Хотя отравиться можно даже водой. Летом 2023 года в США 35-летняя женщина скончалась, после того как за 20 минут выпила пару литров воды. Жительница штата Индиана Эшли Саммерс почувствовала сильную жажду и начала обильно пить. Через некоторое время она потеряла сознание и после госпитализации скончалась. Врачи поставили ей диагноз «гипергидратация», иначе говоря — отравление водой.
Мы не можем обойтись без химии, потому что мы сами — сложная смесь химических веществ
Вадим Еремин, профессор химфака МГУ
Вред хемофобии
Пожалуй, главный минус хемофобии в том, что она тормозит научный прогресс. Именно благодаря развитию химической отрасли в нашу жизнь пришли многие полезные технологии. Сегодня представители разных наук часто работают на стыке дисциплин. Например, прогресс в области разработки лекарств немыслим без развития биохимии. Тем не менее та же фармацевтика (впрочем, не только она) страдает от недоверия потребителей к современным разработкам. Мифы о вреде ГМО, сельскохозяйственных удобрений или синтетических методов приводят к массовым протестам и запретам, несмотря на то что научно доказана безопасность и надежность многих из этих технологий.
«В России нужно убрать хемофобию, потому что есть расхожее заблуждение, что химия — это плохо и страшно. В Советском Союзе было локализовано производство огромного количества химических субстанций — начиная с синтетических материалов и заканчивая лекарственными препаратами, с которыми сегодня стало сложно. Восстановить их промышленный синтез без знания химии невозможно», — считает декан химического факультета Московского государственного университета и профессор РАН Сергей Карлов.
Кроме того, хемофобия дискредитирует научные исследования, основанные на проверенных данных. К неблагоприятным последствиям относится отказ от вакцинации или от применения препаратов, содержащих химические компоненты, что приводит к распространению заболеваний или же к критическим состояниям здоровья. Например, многие антиваксеры ссылаются на наличие формальдегида в некоторых вакцинах, хотя в обычной груше его даже больше (для справки: и там и там объем формальдегида значительно ниже дозы, при которой здоровью будет причинен какой-то вред).
«Любой страх — плохое чувство, но осторожность и соблюдение мер безопасности по отношению к химическим веществам — очень разумное и правильное поведение. Это не хемофобия, а понимание того, что среди химических веществ есть довольно опасные», — уверен профессор химического факультета МГУ и руководитель российской олимпиадной сборной по химии Вадим Еремин.
По его словам, бояться надо не химии, а людей, которые ее применяют неумело или в заведомо недостойных целях. А наука — лишь инструмент преобразования мира, пусть и достаточно мощный. Как и со многими страхами, ключ к успеху в борьбе с хемофобией — информирование и ликвидация безграмотности. Если людям популярно и доходчиво объяснять, что означает тот или иной химический термин и как реально разные вещества способны влиять на здоровье, опасения перед непонятным могут постепенно ослабнуть.
В таком случае производителям бытовой химии, продуктов питания и лекарств будет сложнее запутывать и пугать покупателей, продавая им «натуральные» товары с зелеными этикетками.