Как зайти в биотех: советы бизнесменов

7 минут на чтение
|
За 7 лет объём мирового рынка биотехнологий вырос на 331 %
Изображение: © Digitala World / Shutterstock / FOTODOM
|
В чём особенность биотехнологического предпринимательства? Почему в нём не обойтись без чего-то уникального? На что может рассчитывать автор перспективного стартапа? Обо всём этом и не только спросили учёных, которые уже выводят на рынок свои разработки.
Биотехнологии — один из самых стремительно развивающихся секторов экономики. Три его основных направления: фармацевтика и медицина, сельское хозяйство, промышленность. В России в этой сфере работает больше трёх миллионов предпринимателей. Расскажем о некоторых из них.

Наггетсы из 3D-принтера
Яркий пример успешного биотехнологического проекта в России — стартап 3D Bioprinting Solutions учёного и предпринимателя Юсефа Хесуани. Сначала его команда имплантировала мыши искусственную щитовидную железу, напечатанную на 3D-принтере. Орган успешно прижился и начал полноценно функционировать. После этого на МКС в условиях космической лаборатории напечатали хрящевую ткань человека.
Начав с амбициозной печати органов, учёный-предприниматель переключился на более приземлённую задачу. Его компания начала производить наггетсы из созданного в лаборатории мяса курицы, а потом стала продавать лицензии на технологию пищевой печати. Сегодня 3D Bioprinting Solutions переквалифицировался в инженерный центр, специализирующийся на разработке медицинских устройств для врачей.
Советы Юсефа Хесуани
- Определите глобальную цель. И речь не про деньги. Конечно, они важны, но это всего лишь инструмент. Настоящий успех и удовлетворённость определяются иными факторами, которые индивидуальны.
- Интересуйтесь всем, что вас окружает. Например, читайте фантастику, смотрите кино, общайтесь с интересными людьми — это может подтолкнуть к неожиданным мыслям и идеям.
- Многие медики опасаются идти в бизнес, считая, что у них недостаточно знаний и навыков. Мне в своё время очень помог опыт ведения беременности или составления генетических карт — это прекрасный аналог управления проектами. Найдите параллели, нацельте свои знания на новое направление, и успех придёт.
- Предпринимательство — это не работа, а стиль жизни. Имейте в виду, что границы между семьёй, работой и тем, что вам интересно, будут очень сильно размыты.
- Вам потребуется ментальность неваляшки — придётся много падать и вставать. К этому надо привыкнуть.
По словам Юсефа Хесуани, учёные и предприниматели часто не до конца осознают важность патентов и механизмов коммерциализации своих изобретений. Особенно остро проблема стоит при разработке медицинских продуктов, которые нужно регистрировать и сертифицировать, что увеличивает затраты и риск попадания в так называемую «долину смерти» (период, когда стартап ещё не приносит доход, но продолжает тратить деньги). Если проекту не удаётся привлечь первых клиентов и пользователей, растёт риск банкротства и закрытия. Статистика показывает, что лишь 10 % стартапов успешно преодолевают этот сложный этап. Возможным решением для завершения проекта может стать гибридная модель, предполагающая продажу лицензий для привлечения инвестиций на разработку и вывод продукта на рынок, считает Хесуани.
Реагенты без патентов
Максим Никитин — успешный технологический предприниматель, основатель компании Abisense, производителя научного оборудования и расходных материалов. Её продукция используется в исследовательских учреждениях, в том числе в Сириусе, где молодые учёные могут развивать свои стартапы через фундаментальную науку.
«Реактивы — это относительно быстрый продукт, для которого требуются навыки упаковки, коммуникации с коллегами и контроля качества. Поэтому пусть это будет сначала маленький продукт. Я для себя избрал такую стратегию: заработаю на нём, а потом сделаю что-то более крупное», — пояснил Максим Никитин.

Советы Максима Никитина
- На начальном этапе не стоит сразу стремиться к масштабным проектам с привлечением венчурных инвестиций. Лучше начать с чего-то простого, что выросло из вашей фундаментальной научной работы и личных компетенций. Выберите проект, который можно реализовать и вывести на рынок в течение шести месяцев. Венчурные инвестиции, безусловно, привлекательны, но они требуют значительных временных затрат на оформление документов, написание заявок и патентов, что отдаляет вас от конечного результата.
- Развивайте умение достигать результатов. Это учит формулировать правильные задачи — сложные и амбициозные — и реализовывать их в разумные сроки.
- Не экономьте время, а инвестируйте его в свои проекты. Молодёжь часто задаётся вопросом, где найти деньги и как договориться с венчурными фондами. Но помните, что самый ценный ресурс — это ваше время и интеллектуальный потенциал. Вместо того чтобы надеяться на внешние источники финансирования, вкладывайтесь лично. Рискнув и проявив креативность, вы повышаете шансы на успех, даже если не все попытки окажутся удачными.
По словам учёного, если речь идёт о приборах или реагентах, иногда всё же можно можно пренебречь патентованием, чтобы быстрее занять рынок. Иначе продукт может устареть. Лучше сосредоточиться на нём самом и обогнать конкурентов.
«Однажды мы столкнулись с ситуацией, когда китайские производители могли выпустить аналогичный продукт быстрее, чем мы сможем завершить тестирование нашего. Но начав разработку вовремя и сосредоточившись только на ней, мы обеспечили себе преимущество на два года. Лучше сконцентрироваться на реальных действиях, чем на абстрактных патентах», — подчеркнул он.
Марафонский забег
Самое важное для начинающего предпринимателя — преодолеть страх и сделать первый шаг, уверен Сергей Ларин, заместитель директора Института молекулярной и экспериментальной медицины Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва.
Учёные-предприниматели, как Колумб или Крузенштерн, движимы стремлением к открытию, а не жаждой наживы
Сергей Ларин
Он проводит аналогию с марафонским забегом, где на дистанции есть зоны питания — там бегуны могут немного восстановиться, выпив воды или что-то съев. В научной и предпринимательской работе для этого есть стартапы и спин-оффы. Такой подход использовала команда Сергея Ларина.
«Наши истории успехов, связанные с генной терапией и разработкой средств для иммунотерапии злокачественных опухолей, так или иначе были побочными продуктами наших фундаментальных и прикладных исследований. Например, мы научились замораживать опухолевые клетки, чтобы проводить с ними эксперименты и сохранять их в свой биобанк. Также рынок криоконсервации эмбрионов в нашей стране позволил команде существовать на производстве средств для замораживания этих эмбрионов. Ещё мы научились создавать лентивирусы, чтобы использовать их в генной терапии», — поясняет он.

От идеи до рынка
Во время учёбы в аспирантуре Ирина Алексеенко участвовала в разработке препарата для генной терапии рака. Сегодня она руководит группой генной иммуноонкотерапии в Институте биоорганической химии РАН и вспоминает долгий и трудный путь, которое лекарство прошло до клинических исследований. Сейчас идёт вторая фаза испытаний.
«Мы неоднократно сталкивались с ошибками, затратили немало времени на разработку. Осознав важность поддержки на всех этапах научного процесса, я решила присоединиться к Московскому центру инновационных технологий в здравоохранении. Моя задача — помогать учёным, занимающимся медицинскими разработками, пройти путь от зарождения идеи до получения регистрационного удостоверения и внедрения продукта в систему здравоохранения», — отмечает она.
Советы Ирины Алексеенко
- Сделайте технологию максимально доступной и лёгкой в использовании. Когда мы разрабатывали препарат, у нас была технология, казавшаяся нам простой, но она требовала сложных манипуляций — смешивания компонентов в трёх пробирках с поворотом против часовой стрелки. В клинике нам указали, что такая система слишком сложна и чревата ошибками со стороны врачей. Мы переработали технологию, сделав её максимально простой и интуитивно понятной, чтобы ею могли пользоваться даже люди без специальной подготовки.
- Получайте патент до публикации статьи, чтобы защитить свою разработку и обеспечить её коммерческий потенциал. Если нарушить порядок действий и пропустить сроки подачи патента, ваша разработка станет бесполезной — ни вы, ни кто-либо другой не сможет на ней заработать.
- Определите стратегию: планируете вы выводить продукт на рынок самостоятельно или предпочитаете продать технологию и получать роялти (платежи, которые покупатель франшизы регулярно выплачивает разработчику за то, что пользуется его идеей). В первом случае соберите команду людей, которые умеют рисковать и думать не так, как вы.
- Оценивайте рыночный потенциал продукта, учитывая уровень конкуренции, прогнозируемую прибыль и сроки выхода на рынок. Нужно учитывать, сколько препарат может заработать и с кем он будет соперничать.
Московский центр инновационных технологий в здравоохранении призван помогать начинающим биотех-предпринимателям. Организация предлагает гранты для тестирования разработок даже без регистрационного удостоверения. Это делается для того, чтобы узнать мнения врачей о конкретном продукте и выявить его слабые стороны. Также центр предоставляет крупные гранты, помогает в получении патентов и регистрационных удостоверений.

Что за безумцы создают стартапы?
Предпринимательство само по себе — дело непростое, а технологическое — особенно. Ну а биотехнологическое — это высший пилотаж, считает заместитель главного управляющего директора по приоритетным технологическим направлениям фонда «Сколково» Камилла Зарубина.
«Я тоже учёный, защитила диссертацию. Сначала поработала в корпорации, а потом меня пригласили в „Сколково“. У нас в кластере тогда было порядка 70 компаний, и я стала помогать им выходить на рынок. Моя первая реакция: что за безумцы создают стартапы?! Это сложная работа 24 на 7», — признаётся она.
Советы Камиллы Зарубиной
- Мыслите масштабно — взгляните на глобальные тренды и оцените потенциал международного рынка, прежде чем разрабатывать продукт.
- Требуется большая и идейная команда, между членами которой должны быть чётко распределены обязанности. В ней обязательно должны быть люди, которые не сдаются и идут до конца. Я не видела стартапы, где в одиночку молодой учёный создал бы классный единорог (так в бизнесе обозначают частную компанию, которая достигла оценки стоимости в 1 млрд долларов США или более; так говорят про редкие и успешные стартапы).
- Если в течение полутора лет вам продолжают отказывать в инвестициях, возможно, пришло время пересмотреть или переформатировать свою идею. Ведь наука и технологии непрерывно развиваются, и есть вероятность, что твоя концепция могла устареть. Или же нужно что-то доработать. Поэтому обратная связь от инвесторов очень важна, ваш продукт должен совершенствоваться с каждым отказом.
Партнёр-инвестор
Относитесь к инвесторам не как к источнику финансирования, а как к партнёрам, рекомендует начинающим учёным-бизнесменам Владимир Пальчиков, директор Центра стратегии и коммерциализации департамента управления цифровыми и инновационными активами Газпромбанка.

«Они обладают не только деньгами, но и экспертизой в индустрии, широкими деловыми связями и внутренним спросом на инновации. Ранний доступ к такой экспертизе поможет ускорить развитие вашей технологии и откроет двери к потенциальным клиентам и пилотным проектам. Исследования показывают, что более 70 % стартапов терпят неудачу из-за отсутствия спроса на их продукцию. Чтобы избежать подобной участи, держите перед глазами ясную цель и регулярно пересматривайте свои планы. Инвестору важно представить поэтапный план развития проекта с указанием ключевых этапов и промежуточных целей. Это даст уверенность в том, что вы способны достичь поставленных задач и добиться успеха», — отмечает он.
Венчурный рынок для уникумов
Венчурный инвестор и генеральный директор Unicorn Capital Partners Алексей Виноградов рассказывает, что ежегодно его компания рассматривает около 500 проектов, из которых только 150 проходят предварительный отбор и получают дальнейшую оценку. А после тщательного анализа данных и обсуждения с узкопрофильными специалистами на рассмотрение инвестиционного комитета выносят лишь 3–5 проектов в год. Всё из-за строгих критериев отбора по инновационности и патентоспособности.

«Анализируйте обратную связь от инвесторов и устраняйте выявленные недостатки. Пока есть какие-то „дыры“ в проекте, мы не сможем принять решение об инвестировании больших денег (от 150 млн до 250 млн рублей). В чём заключаются недоработки? Например, некоторые идеи непатентоспособные, другие морально устарели, а третьи ориентированы на импортозамещение, что не представляет интереса для венчурных инвесторов. Причина в том, что такие проекты попадают в зону дженерикового рынка, где очень высокая конкуренция. Инновационный продукт не должен конкурировать с дженериками. Он должен иметь качественное преимущество перед ними», — подчёркивает он.
Инвестор уверен, что неуникальному продукту вообще нечего делать на венчурном рынке. Ещё он объяснил, почему венчурные фонды редко дают деньги молодым предпринимателям.
Мы неохотно инвестируем в молодых предпринимателей, потому что они зачастую неуверенно отвечают на наши вопросы
«Это указывает на нехватку опыта и недостаточно глубокое понимание отрасли, что критично для успешного ведения проекта. Рекомендуем таким предпринимателям привлекать опытных научных экспертов, которые смогут подтвердить обоснованность и перспективность их идеи», — отмечает Алексей Виноградов.
Институты развития в помощь
Если молодому учёному на старте не удаётся получить деньги от венчурных фондов, на помощь ему могут прийти институты развития и поддержки технологического предпринимательства. Например, Инновационный научно-технологический центр «Сириус» помогает как молодым, так и состоявшимся высокотехнологичным компаниям развиваться и привлекать финансирование, рассказывает руководитель Центра Сайяр Сабиров.

«Если говорить о развитии экосистемы формирования стартапов в сфере биотеха, то, бесспорно, прорывной технологический проект создаётся там, где сформирована эффективная региональная инновационная экосистема. Это как раз то, что сейчас выстроено в Сириусе: есть сильный университет и научное сообщество, лабораторная база с уникальным оборудованием, где молодой учёный может провести свои научные исследования и создать реальный прототип. Партнёрство с федеральными институтами развития (например, с Фондом содействия инновациям) обеспечивает финансовую поддержку фундаментальных и прикладных исследований, проектов студенческих стартапов Университета „Сириус“», — говорит он.
Кроме того, в помощь молодым учёным, планирующим запустить свой технологический стартап в сфере биотеха, есть государственная программа научно-технологического развития федеральной территории Сириус, принятая в феврале 2024 года. Гранты и субсидии по программе предоставляются на проведение научных прикладных исследований и создание новых прорывных технологий, в том числе в сфере биотеха. Учитывая, что частные венчурные фонды нередко отказываются инвестировать в молодые технологические компании, государственная грантовая поддержка становится для них незаменимым инструментом — зачастую именно благодаря этому удаётся преодолеть «долину смерти» и вывести наукоёмкий продукт на рынок.