5 ярких оперных постановок
Опера всегда была впечатляющим шоу, но сегодня она выходит на новый уровень зрелищности. Её ставят на плавучей сцене, оснащают невероятными декорациями и спецэффектами, а вместо живого артиста на сцену может выйти робот. Примеры оригинальных постановок — в нашей подборке.
«Вольный стрелок»
Филипп Штёльцль
Шедевр романтической оперы, премьера которого состоялась в Берлине больше 200 лет назад, в 2024 году был поставлен на плавучей сцене у живописного берега Боденского озера. Летом там ежегодно проходит крупнейшее оперное событие в Европе, на которое съезжаются любители жанра со всего мира, — Брегенцский фестиваль (рядом находится одноимённый австрийский город). Фестиваль впервые провели в 1946 году, когда на озере разместили две плавучие баржи: на одной располагался Венский оркестр (постоянный участник фестиваля), на другой — главная сцена для театральных постановок. Сегодня баржу заменили на искусственный остров и установили на нём современную сцену с акустической системой (её называют озёрной), актёров снабдили микрофонами, а оркестр разместили в отдельном здании и организовали аудиотрансляцию. Получается, что театральное действие разыгрывается на воде, а зрители наблюдают за ним с берега, сидя в большом амфитеатре под открытым небом.
Конструкция сцены позволяет вводить в спектакль самые неординарные решения: например, часто актёры играют и поют в воде (иногда погружаясь прямо с головой), масштабные декорации двигаются, а обрамляют всё это мультимедийные экраны и спецэффекты в виде огня и фейерверков.
В этом году декорации к опере «Вольный стрелок» начали собирать ещё зимой — на плавучей сцене установили полуразрушенные дома, высохшие деревья и занесённые снегом холмы, соорудили искусственную лагуну у берега. Благодаря сценическим эффектам лес, в котором разворачиваются события, стал живым персонажем, полным загадок и опасностей. Там разыгрывается мрачная фантастическая история с оттенком сказок братьев Гримм, где молодой охотник Макс проходит испытания, чтобы заключить брак с возлюбленной Агнес. Для воссоединения с девушкой герою необходимо выиграть конкурс на лучшего стрелка. Но в состязание вмешиваются тёмные силы, что приводит к трагическим последствиям. Напряжённый сюжет, сценография и костюмы, выразительные арии и музыка Карла Марии фон Вебера — современный взгляд на постановку режиссёра Филиппа Штёльцля погружают зрителя в мир, где реальность переплетается с мифами и легендами.
«Евгений Онегин»
Юрий Темирканов
Работая над музыкой «Евгения Онегина», Чайковский понимал, что загнать в рамки оперы пушкинский сюжет будет сложно, ведь в нём нет типичных для жанра конфликтов и сюжетных поворотов. Поэтому композитор сконцентрировался на образах главных героев и создал скорее не оперу, а «лирические сцены». Каждому герою он отводит по акту, за который тот успевает пережить свою личную трагедию. На сцене разворачиваются три любовные драмы: первая — Татьяны с её искренними чувствами к Онегину, вторая — Ленского, которая заканчивается его гибелью, третья — Онегина, чья финальная встреча с Татьяной приводит к крушению его надежд. Хотя не забывает Пётр Ильич и про других персонажей — арии Ольги «Я не способна к грусти томной» и Гремина «Любви все возрасты покорны» вошли в сокровищницу вокальной музыки и часто исполняются как отдельные произведения.
В Мариинском театре классический пушкинский сюжет романа в стихах решили поставить в 1982 году. Спектакль срежиссировал Юрий Темирканов, который тогда был главным дирижёром и художественным руководителем Мариинки. Оформление доверили Игорю Иванову, который детально воспроизвёл русский быт первой четверти ХIХ века: создал декорации господского дома и скамьи Онегина, интерьер комнаты Татьяны, воссоздал масштабные балы в исторических костюмах. Через сценографию ему удалось передать главные философские идеи романа. Например, в финальную сцену объяснения Татьяны и Онегина он вписал массивные напольные часы, которые метафорично указывали на главного врага героев — упущенное время. К тому же спектакль отвечает всем традициям жанра: у него захватывающее либретто, хореографические номера и, конечно, неподражаемая музыка Чайковского, а также трогательные арии героев. Постановка так понравилась зрителям, что остается в афише Мариинки долгие годы. Теперь это не только дань уважения классике, но и возможность увидеть, как традиции могут сочетаться с современными театральными подходами.
«Травиата»
Роберт Уилсон
Знаменитая «Травиата» в интерпретации легендарного американского режиссёра-постановщика Роберта Уилсона увидела свет в 2016 году. И не где-нибудь, а в Пермском театре оперы и балета. Спектакль, посвящённый памяти легендарного Жерара Мортье, создан совместно с театрами Линца, Люксембурга и датской компанией Unlimited Performing Art. Поэтому состав актёров в нём многонациональный. Главная роль досталась россиянке Надежде Павловой, исполняющей партию Виолетты. Для неё это стало началом успешной международной карьеры. Да и саму постановку не единожды отметили критики: она получила три премии «Золотая маска».
На первый взгляд в современной «Травиате» всё находится в абсолютном противоречии с живой энергией музыки и сентиментальностью сюжета Верди. Вместо умирающей куртизанки мы видим даму с японским гримом в европейском платье, вместо богато украшенных комнат — пустое, стерильное пространство. Впрочем, экран позади героев подсказывает их эмоциональное состояние и настроение сцены, меняя цвет и рисунок в зависимости от ситуации. На первый план выходит игра света и тени. Такую яркую сценографию оправдывает сдержанность пластики и жестикуляции актёров — режиссёр создал целую систему жестов-лейтмотивов, противоречащих характеру оригинальных героев. Однако все эти нестыковки с исходником оправдывают главные цели постановки — создать атмосферу, которая усиливает эмоциональную нагрузку оперы, сделать героев многослойными и сложными личностями и вывести музыку Верди на первый план.
«Травиата» Джузеппе Верди прозвучит в Сириусе на Новогоднем музыкальном фестивале 6 января. В концертном исполнении ее представит Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои. Концерт состоится в Большом зале Университета «Сириус».
My Square Lady («Моя квадратная леди»)
Gob Squad
В мир оперы всё активнее входят современные технологии. Один из ярких примеров такой интеграции — My Square Lady. Эта постановка отсылает к киноклассике — My Fair Lady («Моя прекрасная леди») с Одри Хепберн в главной роли. Но здесь вместо голливудской звезды в главной роли робот Мион. Это уникальное детище Исследовательской лаборатории нейробиотики Берлинского университета. Мион учился больше двух лет, чтобы стать практически полноценным актёром. Он сам поёт под музыку, двигается по сцене, реагирует на световые эффекты и взаимодействует с другими, живыми персонажами. При этом по сюжету пьесы робота разбирают по деталям, поэтому разработчикам пришлось фактически создать составного андроида, каждая конечность которого обладает определённой автономностью. Идея объединить два мира на одной сцене пришла команде Gob Squad и музыкальному театру Komische Oper Berlin в 2015 году.
Сюжет оперы разворачивается в мире, где машины и люди порой испытывают схожие эмоции. Робот отправляется на оперный спектакль, где в качестве наставника в мир искусства выбирает одного из технических работников сцены. Постепенно он становится полноправным участником спектакля и учится человеческим чувствам. Вокальные партии исполняют как живые артисты, так и сам робот, который использует синтез речи, создавая оригинальный звуковой ряд.
«Сверлийцы»
Борис Юхананов
Самое необычное в этой опере — формат: она разделена на пять эпизодов, и каждый из них самостоятелен. Жанр «Сверлийцев» обозначен его авторами как «оперный сериал в пяти вечерах и шести композиторах». В центре сюжета фантастическая Сверлия — страна, существующая параллельно с земной реальностью и пребывающая одновременно в трёх временах: прошлом, настоящем и будущем. Символ этой цивилизации — сверло. Между Сверлией и Землей проложены тропы: например, одним из порталов для попадания в фантастическую реальность является Венеция, вторым — Санкт-Петербург. Сюжет «Сверлийцев» разворачивается вокруг опасности, угрожающей вымышленной стране, а спасти её пытается современный Принц.
Создать оперный сериал режиссёр Борис Юхананов придумал вместе с композитором Дмитрием Курляндским. Им помогали современные российские сочинители музыки, у каждого из которых опера звучит по-своему: Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский, Алексей Сысоев и Владимир Раннев. Музыкальное сопровождение обеспечивают ансамбли МАСМ, Questa Musica и N’Caged под управлением Филиппа Чижевского.
Этой большой команде удалось создать волшебный и зачастую тревожный мир — в том числе благодаря выразительным костюмам, мультимедийным экранам и спецэффектам. Фэнтезийное пространство создают не только оригинальная сценография, но и музыкальные эффекты: зрителю иногда рассказывают сюжет без сценического действия — только с помощью звуков.