Сергей Андрияка — о том, как сейчас не упасть в пропасть

За последнее столетие искусство пережило грандиозные трансформации: от авангарда к соцреализму, от нонконформизма шестидесятых годов к концептуализму, от неоакадемизма к периоду высоких технологий. Почему сейчас изобразительное творчество находится в тяжелом кризисе. Как оттуда выбраться, что для этого делается на первой федеральной территории, рассказал акварелист, ректор собственной академии, член экспертного совета Образовательного центра «Сириус» народный художник России Сергей Андрияка.

— Что из природы сложнее всего изобразить на холсте? К примеру, как писать горы? Нужна ли для этого какая-то особенная подготовка?

В изобразительном искусстве пейзаж — самый сложный жанр. В художественных школах и вузах изучению его отводится мало времени — и то только летом, поэтому мало кто умеет отображать эту удивительную красоту. Хотя методик существует много.

Начнем с того, что писать этюды на природе могут практически все, а создать целую картину без натуры способны единицы. Это разные жанры — как репортаж и роман, и подход должен быть совсем другой. Мы выезжаем на природу, смотрим, делаем зарисовки, маленькие этюды, а потом уже в мастерской пишем сочинение, где создаем уже свой образ.

Во время обучения я объясняю законы написания пейзажа через свое видение, и у моих учеников оно остается в памяти как методическое пособие. Потом они осмысливают эту информацию и, приезжая в свой регион, где другая природа, иные особенности, своя красота, создают уже самостоятельные произведения.

Наставник Образовательного центра «Сириус» во время занятий со школьниками Фото: Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Мы все абсолютно разные, у нас индивидуальное восприятие того или иного явления, но каждый из нас чем-то восхищается. Проходит время — все второстепенное стирается и остается только главное: невероятный снег на горах, последние лучи солнца перед закатом. Это и есть основа картины.

Главное, чтобы итогом были не только стопки этюдов, но и конечный результат. На выходе зритель хочет получить картину, в которой художник показал свое личное видение.

— Сейчас в Сети много разных курсов по живописи: «Мы научим вас рисовать природу за 10 уроков», «Вы повторите Айвазовского за три часа». Это действительно реально?

Это обман. Многие ребята посещают художественные студии, где мало учат профессионализму, не имея системного подхода.

— А что может дать «Сириус» юному художнику за 24 дня? 

Когда я в первый раз сюда приехал, сам задавался этим вопросом. Со временем выяснилось, что «Сириус» может дать многое. К примеру, большинство студентов, обучающихся в Академии акварели и изящных искусств, были участниками программы по живописи в «Сириусе». Ребята приезжали из разных регионов: кто-то побывал здесь один раз, кто-то два, есть и те, кто приезжал трижды. В данном случае повтор был уместен и эффективен.

Для «Сириуса» мы написали новую программу, и она сильно отличается от той, по которой мы обучаем в Москве. Расчет именно на такой невероятный интенсив — программа была откорректирована с учетом жестких временных рамок. Теперь она работает и приносит результат.

19 июля 2016. Президент РФ Владимир Путин (справа) во время посещения «Сириуса». На втором плане — художник-акварелист Сергей Андрияка Фото: © Алексей Никольский / ТАСС

— Тогда какие задачи будут дальше?

Нужно думать о будущем классического искусства. Если не позаботиться сейчас, оно скоро уйдет в небытие

Сегодня помогают кинематографу, театру, музыке, библиотекам, а содействия изобразительному искусству нет. Поэтому у меня есть задумка — создать профильный фонд поддержки и развития. К примеру, сейчас многие готовы оказывать помощь Донбассу, потому что там вообще ничего нет — ни красок, ни бумаги. Бесспорно нужны первостепенные вещи, например еда и одежда, но люди еще безумно хотят именно красоты, искусства, утверждения жизни. Им нужно просто поверить в будущее.

У меня одна из дочерей ездила недавно на Донбасс, в Мариуполь, Мелитополь. И была потрясена. Люди там теряют все: здоровье, семьи, жилье. Вернувшись в Москву, она начала проводить занятия в больнице Рошаля, занималась с детьми живописью. Ребенок идет на сложную операцию, от которой зависит его жизнь, но думает в это время о том, что не успел закончить картину, что нужно еще доделать ее. У него появляются стимул и вера. Сейчас эту практику подхватили студенты нашей академии.

Об этом мы рассказываем в «Сириусе» педагогам, для которых разработана программа курсов повышения квалификации. Я считаю ее не менее важной, чем работу с детьми, потому что учитель — это первоисточник знаний. От его умения зависит будущее юного таланта.

— Где сейчас могут работать молодые люди, получившие художественное образование? 

Действительно, дорога молодого художника сегодня очень трудна. Фонд поддержки изобразительного искусства будет помогать им в этом. Молодые люди должны видеть перспективы, которых сейчас нет. Творческий потенциал начинающих творцов должен быть реализован. Это наша страна, и если мы потеряем художественную культуру, то восстановить уже никто и никогда ее не сможет.

Сегодня в Европе идет полный деструктив в традиционном, классическом изобразительном искусстве

К великому сожалению, люди потеряли представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, что такое настоящее, а что такое подделка. Многие не видят в изобразительном искусстве того, что оно может дать человеку: для них нет разницы между репродукцией, изображением в гаджете и оригиналом. Но именно последний дает ту энергию, силу, мощь, которая подпитывает человека, убеждает его, что надо жить и созидать.

На открытии Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки 12 сентября 2012 года Фото: © ITAR-TASS

Отчасти ради этого мы и обучаем. Понятно, что не все, кто к нам приходит, станут потом художниками. Но благодаря занятиям человек открывает для себя этот прекрасный мир, у него вырабатывается привычка видеть красоту вокруг себя каждый день, каждую минуту.

— Сейчас очень популярны картины, созданные искусственным интеллектом, многие даже называют это новым видом искусства. Вы верите в это направление?

Москва. 28 июля 1994 г. Лауреат Всероссийского фонда культуры художник Сергей Андрияка на выставке своих работ в манеже Фото: © Великжанин Виктор / ТАСС

Человек, когда занимается творчеством, несет посыл внутренней энергии в своих произведениях, которая захватывает других. Сейчас многие ценности девальвировались, а настоящее — не в одноразовых стаканчиках, а в духовном наполнении человека. Так что никогда никакая нейросеть не сможет повторить подлинную жизнь. Настоящее всегда было, есть и будет не в машине, а в душе и сердце человека — это то, что ведет его вперед.

Появились гаджеты, которые затемняют мышление человека. Я это наблюдаю по своим студентам. Мне их жаль, поскольку они лишены воображения, творческого начала, богатства знаний и памяти. Человек оказался в плену у технологий — меняется сознание, и он сам постепенно перестает думать, теряя природную силу и самостоятельность. В итоге в изобразительном искусстве он лишается воображения и фантазии. Рисование и живопись являются той спасательной нитью, которая может поднять духовное и нравственное начало, придав значительный стимул к жизни.

Сергей Андрияка: «Любовь нельзя объяснить, она продолжается»

Читать
Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
На выставке Академии Сергея Андрияки случился аншлаг #Сергей Андрияка #Новая Третьяковка 30 ноября 2022 16:52
2
Что такое нейроискусство? Сможет ли нейросеть заменить художника? # нейроискусство #художница 09 марта 2023 07:00
3
В России построили робота-реставратора, он уже скопировал Моне #искусство #ученые #роботы 23 июня 2023 17:42