Масштабные системные сбои, о которых вы наверняка не слышали
Платформа Microsoft Azure сегодня показала миллионам пользователей по всему миру «синий экран смерти». Облачный сервис не позволил отправиться к облакам тысячам самолетов крупных авиакомпаний. Парализованной оказалась работа больниц, банков, бирж, почтовых служб, наземного транспорта. Расскажем, почему это произошло, из-за чего Россию почти не задело и было ли что-то похожее раньше.
Сбой произошел этим утром. Сначала появилась информация, что он связан с Falcon Sensor — системой, которая блокирует кибератаки. Ее разработала компания CrowdStrike — крупный игрок на рынке информационной безопасности. Сообщалось, что причина — ошибка в обновлении. Впрочем, в Microsoft дали пространное объяснение. Там заявили, что всему виной изменения конфигурации в части внутренних рабочих нагрузок Azure. Это спровоцировало сбои подключения, затронувшие службы Microsoft 365.
Подобные сбои происходят из-за того, что программы становятся сложнее, как и связи между ними. А значит, тяжелее проверять корректность взаимодействия различных программных модулей, объяснил технический директор компании «Высокие цифровые технологии» Степан Дудник. В этом большая опасность для крупных инфраструктурных компаний.
«Она заключается в том, что сравнительно небольшие изменения могут привести к глобальным сбоям в работе программного обеспечения и инфраструктуры как внутри компании, так и у ее пользователей. А это в итоге повлияет на их доверие к ПО», — объяснил он «С(Ж».
Системные сбои в разных сферах
Крупнейший автогигант
В августе прошлого года сбой в производственной системе вынудил остановить работу на всех 14 японских заводах компании Toyota — крупнейшего игрока авторынка. Он считается первопроходцем в области высокоэффективного менеджмента в области цеховой логистики. И именно с этим возникли проблемы у менеджеров автогиганта — из-за сбоя они не могли заказывать детали и другие компоненты. В прошлом году производство «Тойоты» останавливалось лишь на один день из-за кибератаки. Что касается августовского сбоя, то с хакерами его не связывают.
Тишина в трубке
В феврале этого года сотни миллионов американцев оказались без связи. Позвонить даже в службу спасения они не могли из-за сбоя в функционировании оборудования крупнейшего провайдера США — AT&T. Связь восстановили в тот же день, и все же ЧП заинтересовались в министерстве внутренней безопасности и ФБР. А в Белом доме сообщили, что произошедшее не было вызвано кибератакой.
Миллионы без света
Не сотни, но десятки миллионов американцев, точнее южноамериканцев, остались без электричества пять лет назад, когда случился масштабный блэкаут в Аргентине. Во время ремонта опоры ЛЭП сотрудники оператора электросетей Transener использовали ближайшую воздушную линию, но не зафиксировали это в системе автоматического отключения генерации (она предназначена для оповещения производителей энергии об изменениях в сети). В результате произошло короткое замыкание, и потребление электричества снизилось, накопился избыток электроэнергии в сети. Череда автоматических отключений спровоцировала масштабное обесточивание, которое коснулось около 48 млн человек в Аргентине, Парагвае и Уругвае. Последний остался без света практически полностью.
Прошло мимо нас
Россия в целом не пострадала от масштабного сбоя в работе Azure. Впрочем, ситуация с Microsoft в очередной раз показывает значимость импортозамещения иностранного ПО, отметили в Минцифры. В первую очередь — на объектах критической информационной инфраструктуры.
В России импортозамещение в сфере программного обеспечения на этапе становления. Отечественные компании только начинают присматриваться и выбирать решения на местном рынке. Появляется запрос на замену всего ИТ-ландшафта на российские решения, сообщил Степан Дудник.
Аналоги российского ПО на замену зарубежному
Операционные системы Astra Linux, RedOS — вместо Windows и MacOS.
Офисные программы P7, «МойОфис» — вместо Microsoft Office.
Решения по виртуализации zVirt — вместо VMWare.
Мониторинг производительности ПО GMonit, Sage — вместо NewRelic и AppDynamics.
Решения по контейнеризации Orionsoft Nova, Deckhouse, «Штурвал» — вместо Openshift
«Основная проблема — многообразие отечественных решений, которые зачастую не могут быть связаны между собой. Немаловажный вопрос, будет ли миграция пользователей и перенос данных на новые решения. Одним из возможных путей решения может быть взаимная интеграция качественных программ и подготовка на этой основе так называемого типового ИТ-ландшафта в условиях импортозамещения», — отметил он.
Новаторский подход к подготовке айтишников в «Сириусе»
Читать