Разгадан секрет гребневиков, которые не боятся экстремального давления

Жить на двухкилометровой глубине трудно из-за давления огромной массы воды. Тем не менее морские обитатели, предпочитающие подобные места, существуют на планете еще со времен кембрийского взрыва — резкого и стремительного по эволюционным меркам возникновения разнообразных форм жизни. В числе таких животных и удивительные создания — гребневики. Недавно ученые выяснили, как они приспособились к экстремальным условиям обитания.

Гребневики — хищники, обитающие на разных глубинах океана. Они в числе первых, кто эволюционно отделился от других видов и пошел своим неповторимым путем. Одна из особенностей их биологии — способность справляться с высоким давлением в океане на глубине до двух с половиной тысяч метров. Раскрыть эту тайну решили ученые из University of California. Они собрали представителей 17 видов, проживающих на разных глубинах, и провели анализ липидного состава их клеточных мембран. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Исследователи сравнили химический состав клеточных мембран гребневиков и обнаружили у глубоководных обитателей повышенное содержание плазмалогена — одного из видов фосфолипидов. У человека его много в головном мозге. Под воздействием большого давления плазмалоген помогает мембранам оставаться гибкими и способными к деформации.

Чтобы это выяснить, ученые моделировали структуру мембран гребневиков на компьютере и наблюдали, как она будет реагировать на давление при изменении соотношений и количества разных веществ. Чем глубже жил гребневик, тем больше плазмалогена было в его клетках. Полученные данные проливают свет и на другую особенность этих животных: стоит поднять их на поверхность — и они буквально разваливаются. Возможно, адаптация к условиям обитания привела к тому, что мембраны удерживаются вместе за счет экстремального давления.

Результаты исследования не только помогают понять, как морским организмам удается выживать в условиях экстремального давления, но и открывают уникальные свойства липидов для других областей исследований. Например, известно, что потеря плазмалогена связана с таким патологическим состоянием, как болезнь Альцгеймера.

Моллюски могут вырабатывать антибиотик с помощью особого гена #гены #антибиотик #моллюск 15 декабря 2022 13:33