Первым растением на Марсе может стать мох

«И на Марсе будут яблони цвести», пелось в мечтательной советской песне. Красивая идея, конечно, далека от реальности. Условия на Красной планете не позволят вырастить там даже картошку (не верьте фильму «Марсианин»). Однако существует растение, которое способно выжить даже в атмосфере из углекислого газа под агрессивным УФ-излучением.

Знакомьтесь, Syntrichia caninervis Mitt. Его еще называют степным мхом. Он примечателен тем, что растет исключительно в экстремальных пустынных условиях, включая гималайское высокогорье и ледяную Антарктиду. Учитывая эту поразительную способность противостоять недружелюбной окружающей среде, китайские исследователи из Xinjiang Institute of Ecology and Geography решили проверить пределы выживаемости этого растения.

Syntrichia caninervis Mitt Фото: © / [CC BY-SA 2.0] — John Game / flickr.com

Ученые оценили способность мха переносить экстремально низкие температуры: они хранили его при температуре –80 °C в течение трех и пяти лет и при –196 °C (в резервуаре с жидким азотом) в течение 15 и 30 дней. Во всех случаях после разморозки растения смогли регенерироваться. Причем те, которые оказывались обезвожены перед заморозкой, восстанавливались быстрее.

Мох также продемонстрировал способность выживать под воздействием гамма-излучения, которое убивает большинство растений. Мало того, дозы в 500 Гр, похоже, даже способствовали его росту. Для сравнения, человек может умереть, получив дозу в 50 Гр.

Наконец, исследователи проверили способность мха выдерживать условия, подобные марсианским: воздух, на 95 % состоящий из углекислого газа, температуру в диапазоне от −60°C до –20°C, высокий уровень ультрафиолетового излучения и низкое атмосферное давление. Высушенное растение восстановилось на 100 % в течение месяца, после того как несколько дней «прожило» на Марсе. Результаты исследования опубликованы в журнале The Innovation

Ученые подчеркивают, что степной мох оказался живучее легендарных тихоходок. Хотя в экспериментах с ними испытатели продвинулись гораздо дальше. Уже известно, какие именно гены и кодируемые ими белки позволяют этим созданиям выдерживать гигантские дозы радиации.

Во время эксперимента на МКС тихоходок держали 10 дней в открытом космосе, после чего почти все они выжили Фото: © Oleh Liubimtsev / Shutterstock / FOTODOM

Ученые пошли еще дальше и провели эксперименты на культуре человеческих клеток. Оказалось, что перенос на них способности тихоходок поможет справиться с экстремальными условиями. И хотя результат оказался не стопроцентным, стойкость перед радиацией у клеток возросла.

Мох: живет сотни лет, защищает от наводнений и спасает озоновый слой