Мох: живет сотни лет, защищает от наводнений и спасает озоновый слой

Мхи — одни из древнейших на Земле. Они — предки всех растений, которым по-отечески помогают и по сей день, обогащая почву и защищая ее от эрозии. Не забывают и о человеке. Расскажем все, что нужно знать о «мохнатой зелени».

Долгожитель и восстановитель

Мхи не зря занимают особое место среди высших растений. Отсутствие корней уже сильно выделяет их на фоне остальных. Вместо них — ризоиды, которые не внедряются в землю, а крепятся к ее поверхности. Еще мох не вытягивает воду из почвы, как другие растения, а собирает ее из воздуха.

Мох повышает уровни углерода и азота в почве, что помогает регулировать температуру и влажность ее поверхностного слоя. Уничтожение мха повышает риск эрозии. Вместе с ним исчезают сообщества бактерий, от чего целостность экосистемы нарушается.

Мхи и убийственное извержение

В мае 1980 года на северо-западе США в штате Вашингтон произошло катастрофическое извержение вулкана Сент-Хеленс. Оно был редкого бокового, или латерального, типа, когда взрыв происходит не в главном кратере, а под одним из склонов. Именно с этим связывают довольно большое число жертв — 57. Вулкан разрушил около 200 домов, без малого полсотни мостов, десятки километров железной дороги и сотни километров — автомобильной. Окрестности превратились в безжизненную пустыню. Первыми оживлять ее начали цианобактерии, сине-зеленые водоросли и мхи. Именно они готовили почву для других растений.

После извержения появился полуторакилометровый кратер, изменивший облик вулкана Фото: © Mount St. Helens / USGS

Мхи могут жить несколько столетий благодаря криптобиозу — состоянию, при котором прекращаются все метаболические процессы. Это помогает им пережить неблагоприятные условия. Исследователи из University of Insubria обнаружили в Антарктиде мхи, которым 600 лет. Движение ледников привело к тому, что некоторые из них оказались на солнце и вернулись к жизни.

Губка-мох — полезный сосед

Десятки ученых по всему миру проделали масштабную работу, собрав образцы мхов в 123 экосистемах — от тропических лесов до полярных земель. Общая площадь, покрытая этим растением на обследованной территории, — 9,4 млн км2, что сопоставимо с размером Китая.

Сперва ученые хотели выяснить, насколько природные экосистемы отличаются от созданных человеком парков и садов. Исследователи решили изучить, как ведет себя земля, покрытая мхами, в естественных условиях, и сравнить с данными анализа почвы в искусственно созданной среде, где, как правило, нет мха. Результаты, опубликованные в журнале Nature Geoscience, не только удивили самих исследователей, но и придали их работе большое значение.

Фото: © B.Forenius / Shutterstock / FOTODOM

Оказалось, что растениям живется куда вольготнее, если их соседи — мхи. Там, где они растут, активнее идет круговорот питательных веществ и разложение органики, лучше работает защита от патогенов.

Защитник от наводнений

Мох способен впитывать и удерживать количество воды, в 20 раз превышающее его собственный вес. Такая особенность позволяет использовать его в качестве мощного инструмента для сокращения масштабов наводнений во время разлива рек.

Мох сфагнум способен на 65 % уменьшить максимальное количество воды, попадающей в реку после разгула стихии. К такому выводу пришли сотрудники природоохранной организации Moors for the Future Partnership, изучавшие это растение в течении шести лет. Схожие результаты получили ученые из Томского государственного университета — сфагнум избавляет сибиряков от серьезных паводков.

Ученые выяснили, что удерживать большой объем воды мху-сфагнуму позволяет особое строение клеток Фото: © НИ ТГУ

Кроме того, мхи играют важную роль в переработке углекислого газа. В глобальном масштабе количество СО2, удерживаемого ими в почве, на 6,4 млрд тонн больше, чем там, где «мохнатого растения» нет. Если бы не этот фактор, ежегодный мировой объем выброса парниковых газов из-за землепользования был бы в разы больше. Так мох частично стирает углеродный след, защищая озоновый слой планеты.

Сельское хозяйство в XXI веке: как технологии меняют отрасль #технологии #наука 09 октября 2022 15:50