Ученые «Сириуса» помогли сформулировать новые рекомендации по работе с детьми с аутизмом
Научно-практический совет Министерства здравоохранения России одобрил обновленный проект клинических рекомендаций «Расстройства аутистического спектра у детей». Этот документ необходим для оказания качественной научно обоснованной медицинской помощи.
Рекомендации были разработаны Ассоциацией психиатров и психологов за научно обоснованную практику и Союзом педиатров России при участии сотрудников Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус», в том числе Юлии Кузнецовой, Оксаны Таланцевой, Раисы Романовой.
«Пересмотр клинических рекомендаций происходит минимум один раз в три года. Это очень важная процедура, поскольку появляются новые методы и новые данные по уже существующим методам, а также хорошая доказательная база по ним. В частности, в обновленной версии пересмотрен раздел по лечению сопутствующих расстройств, раздел по диагностике дополнен тезис-рекомендациями по обследованию педиатра, гастроэнтеролога, офтальмолога, лабораторными исследованиями, в том числе генетическими. В разделе медицинской реабилитации добавились методики абилитации (сенсорная интеграция по Айрес и музыкальная терапия), появилось возможность назначения санаторно-курортного лечения», — рассказала «С(Ж» руководитель группы направления «Инклюзия» Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус» Юлия Кузнецова.
Такие изменения позволяют обеспечить врача самой современной информацией для помощи пациенту, а для самого пациента расширят возможности получения качественной медпомощи. Зачастую психиатры неохотно ставят диагноз РАС, считая, что у ребенка не аутизм, а умственная отсталость, либо задержка психоречевого развития, либо шизофрения.
Проблемы диагностики РАС:
- в большинстве случаев диагноз ставится после трех лет (в среднем — в шесть лет);
- лишь в 10 % случаев диагноз ставят при первом обращении;
- в каждом третьем случае специалисты предлагают родителям подождать;
- существуют «научные школы», которые отрицают диагноз РАС;
- применение бездоказательных методов;
- недостаточное использование научно обоснованных методов помощи детям с РАС;
- незнание нормативных актов.
В 2021 году ученые из Университета «Сириус» начали первое в России исследование распространенности (в научной терминологии — превалентности). В нем участвовали ученики 1–3-х классов общеобразовательных школ Воронежа. С помощью скрининга и последующей психологической диагностики были собраны данные о распространенности расстройств аутистического спектра, а также о сопутствующих интеллектуальных и языковых нарушениях.