ПФАС вокруг нас: токсичные вещества, проникающие сквозь кожу

Вредные химикаты могут проникать в организм с воздухом через дыхательные пути или пищевод с едой или водой. Кожа в этом смысле долгое время казалась надежным барьером, однако ученые выяснили, что это не так. Некоторые токсичные соединения она не способна остановить.

При производстве средств личной гигиены и одежды, в том числе детской, используются перфторалкильные и полифторалкильные соединения, или ПФАС. Эти органические вещества придают вещам грязе- и водостойкость. О том, что многие из них ядовиты, стало известно относительно недавно. Некоторые уже попали под запрет, но токсический эффект других не исследован до конца, и их продолжают применять.

Табличка в штате Мичиган, которая предупреждает охотников, что местные олени пили отравленную ПФАС воду и есть их мясо нельзя Фото: © ASSOCIATED PRESS / ТАСС

В 2020 году немецкие ученые выяснили, что содержание перфторалкильных и полифторалкильных соединений в крови и грудном молоке увеличивается при использовании средств, содержащих эти вещества. Потом другая группа исследователей провела эксперименты с 17 самыми распространенными в промышленности ПФАС. Их действие испытали на выращенной в лаборатории многослойной ткани, которая имитирует свойства человеческой кожи. Так удалось измерить, в каком объеме отталкиваются или поглощаются разные вещества.

Оказалось, что из 17 протестированных соединений 15 проникают через кожу в объеме не менее 5 % от нанесенного количества. А для такого ПФАС, как перфтороктановая кислота, этот показатель — 13,5 %, к тому же еще 38 % задерживаются и могут поступать в ткани постепенно.

Фото: © Vector street / Shutterstock / FOTODOM

Поглощенный объем зависит от длины углеродной цепи, то есть от величины молекулы, объясняют ученые. Чем она меньше, тем больше вещества впитывается в кожу. Той же перфторпентановой кислоты проникло в ткани около 59 % от нанесенного объема.

Результаты исследования (опубликованы в журнале Environment International) демонстрируют уязвимость живых организмов, человека в том числе, перед токсичными химическими веществами. Это вызывает тревогу еще и потому, что в промышленности стремятся использовать небольшие по размеру соединения. Они считаются менее токсичными, но их способность активно проникать в кожу говорит о том, что выбранный подход небезопасен.

Светящиеся бактерии показали, насколько токсичны косметика и бытовая химия