Книга недели: Земля без нас не пропадет

Если человечество приведет к гибели собственный вид, на смену ему придет другой. С нами или без нас, жизнь на планете продолжает развиваться по своим законам. К ним в своей книге обращается биолог и эволюционист Роб Данн. Он рассматривает варианты того, как могла бы выглядеть Земля без нас. 

С нами или без нас. Естественная история будущего

Роб Данн

«С нами или без нас» — седьмая научно-популярная книга автора Обложка книги: ООО «Альпина Паблишер»

«Некоторые законы природы нам преподают в школе. Например, мы знаем о силе притяжения, инерции и энтропии. Но это далеко не все. Биологи  — начиная с Чарльза Дарвина — открывают свои законы, о которых писатель Джонатан Вайнер сказал, что это „законы развития земного, столь же простые и всеобщие, как у физиков“. Это законы преобразования клеток, организмов, экосистем и даже самого разума. О биологических законах необходимо помнить, если мы желаем хоть что-то понять относительно грядущего. Эта книга — о таких законах, а также о том, что они говорят нам о естественной истории будущего».

«Удивительно, что мы как вид смогли добиться успеха, невзирая на свое невежество относительно биологического мира и неверные представления о его масштабах. Эйнштейн говорил: „Вечная тайна мира — в его постижимости“: другими словами, непостижимо, как много мы способны постичь. Но я не совсем с этим согласен. По моему мнению, еще менее постижимо другое: мы выжили, несмотря на то, как мало постигли. Нас можно уподобить водителю, который умудряется ехать на машине, хотя не видит дорогу из-за своего маленького роста, слегка пьян и очень любит жать на газ».

Роб Данн — профессор прикладной экологии в North Carolina State University Фото: The Public Science Lab | Department of Applied Ecology | North Carolina State University

«На сегодняшний момент самые крупные среды, созданные человеком, — это сельскохозяйственные угодья. Общая площадь кукурузных полей, высаженных на Земле, приблизительно равна площади Франции: для видов, питающихся кукурузой, наши кукурузные поля — огромные острова архипелага, разбросанные по разным континентам и климатическим зонам. Есть и другие сельскохозяйственные архипелаги, которые образуют пшеница, ячмень, сахарный тростник, хлопок, табак. Логично ожидать, что виды-эндемики на „островах“ перечисленных культур будут эволюционировать. Так и происходит. Как выразился Дэвид Куаммен в книге „Песня Додо“, если на островах эволюционная биология развивается в стиле приключений Дика и Джейн из известных детских книжек, то в сельскохозяйственных средах, похожих на острова, она демонстрирует величественность „Войны и мира“».

«Гоацин — птица из южноамериканских тропиков. Вокруг ее красных глаз лежат голубые тени, кончик хвоста желтый, крылья окаймлены бордовым, на голове торчит хохолок. Гоацин словно сочетает в себе высокую моду и рок-н-ролл. Но самое удивительное в этих птицах — не броский внешний вид, а то, что они, в отличие от большинства пернатых, способны в огромных количествах поедать живые листья. Гоацины переваривают листья, ферментируя массу в особом зобе, который в ходе эволюции образовался только у них. Этот зоб заполнен микробами, при помощи которых гоацин расщепляет и обезвреживает вещества, имеющиеся в составе листьев (подобно тому, как действуют микробы у термитов)».

Гоацин крайне неприятно пахнет из-за переваривания пищи в зобе Фото: © Vaclav Sebek / Shutterstock / FOTODOM

«Когда Ни указал на это обстоятельство, до публики начало доходить, к чему он клонит. Присутствующие затихли в ожидании. А потом профессор заговорил о том, что если представить себе все самое худшее, что мы можем сделать с Землей, — ядерную войну, изменение климата, масштабное загрязнение, утрату экологических ниш и прочее в том же роде, то все это отразится исключительно на многоклеточных видах вроде нас самих, но вряд ли приведет к вымиранию большинства крупных групп, обозначенных на эволюционном древе. Более того, столкнувшись с наихудшими для нас угрозами, многие из самых необычных организмов, скорее всего, начнут процветать. В первый день конференции нам довелось услышать, насколько редкими стали панды, в какой беде оказались пальмы и как катастрофически падает численность популяций различных видов, которым вряд ли удастся восстановиться. Это было похоже на конец природы; но вот теперь перед нами стоял Шон Ни, который утверждал, по сути, обратное.

Некоторых из участников все сказанное раздосадовало, но в каком-то смысле Ни был прав. Природе как таковой ничто не угрожает. В обозримом будущем — то есть в ближайшие сотни миллионов лет — она никуда не денется. По крайней мере, если считать природой всю совокупность жизни на Земле, разнообразие всех древних видов или способность жизни к бесконечной эволюции. Под угрозой же оказались лишь те формы жизни, с которыми мы соотносим себя в наибольшей степени и которые нужнее всего для нашего выживания: именно их кончину возвестил Билл Маккиббен. Под угрозой те виды, которые мы любим и в которых нуждаемся. Кому-то может показаться, что дело тут лишь в терминологии, но это не так».

Роб Данн. «С нами или без нас. Естественная история будущего». М.: «Альпина нон-фикшн», 2024. — 332 c.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Книга недели: Машина творения и лабораторные гамбургеры #биология #книги #генетика 22 апреля 2024 13:19
2
Книга недели: запутанная жизнь грибов #биология #книги #грибы 03 июня 2024 16:29
3
Книга недели: как Земля создала человека #книги #история #Земля 10 июня 2024 15:40