Насекомые помогают растениям эволюционировать

Любое растение приспосабливается к земле, из которой берет питательные вещества и воду. Приходится адаптироваться и к химическому, и к физическому составу почвы. Ключевая роль в этом процессе у насекомых. Рассказываем, каких именно и почему.

Адаптация к местным условиям — эволюционный процесс, который приводит к появлению экотипов. Внешне такие растения могут отличаться совсем незначительно, но скрещиваются они с трудом. И если это все-таки происходит, то становится шагом на пути к образованию нового вида.

К роду Brassica относятся такие важные сельскохозяйственные культуры, как репа, капуста и брюква Фото: © Alrandir / Shutterstock / FOTODOM

Ученые изучают эти процессы не только из академического интереса, но и с точки зрения пользы для сельского хозяйства. Исследователи из University of Zurich в течение двух лет проводили эволюционный эксперимент (результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications). В разных типах почв они выращивали репу, причем одну часть растений опыляли насекомые (также на них проживала тля), а другую — ученые (вручную). Опыт показал, что растениям идет на пользу животное разнообразие по соседству. Те виды, которыми «занимались» насекомые, лучше адаптировались к различным типам почв, а значит, и изменениям условий окружающей среды.

Опыление шмелями и сожительство с тлей оказалось наиболее удачной комбинацией для того, чтобы приспособиться к особенностям почвы. Исследователи также выявили несколько генов, которые могут играть решающую роль в этих эволюционных процессах.

Помимо адаптации к самой почве, растения учатся и защищаться от тех, кто в ней живет. Как и листья, корни производят множество токсичных соединений, которые отпугивают подземных насекомых. Кроме того, растения реагируют на нападение, перенаправляя корни в свободное от врагов пространство или сохраняя запасы питательных веществ в неповрежденных тканях.

Насекомые тоже играют? Шмели не могут «пройти» мимо шарика #эксперимент #игра #шмели #поведение 31 октября 2022 10:46