Аккуратнее с «не»: как отрицание усложняет жизнь искусственному интеллекту
![](/site/glide/?fit=crop-center&w=1050&h=500&source_hash=928bdeb9864ec09ef8c9b23c42425251&path=%2Ffiles%2Fmodels%2Fnews%2F2493%2F2493_main_image.jpg&s=6fd214536f1cfe15b8cc4ae1934fe90c)
Частица «не» в сочетании с качественными прилагательными усложняет восприятие текста. Причем как для человека, так и для машины (речь о нейросетях). Это показал эксперимент, во время которого ученые отслеживали мозговую активность испытуемых.
Частица «не» скорее смягчает смысл слова или словосочетания, нежели производит его инверсию, если речь идет о ее применении с прилагательными вроде «холодный», «плохой», «хороший», «грустный», «счастливый». К примеру, «не горячий кофе» ощущается как менее горячий, а не холодный напиток. К такому выводу пришли авторы эксперимента (результаты опубликованы в журнале PLOS Biology), в котором испытуемые читали словосочетания с отрицанием и без него (например, «действительно нехороший» и «действительно очень хороший»). Параллельно ученые отслеживали мозговую активность испытуемых, чтобы оценить их неврологические функции.
Исследователям удалось определить, что словосочетания с качественными прилагательными участники эксперимента не воспринимали как полное отрицание. Они также выяснили, что люди тратили больше времени на интерпретацию фразы с частицей «не», чем без нее.
![](/files/models/widget_picture/6223/6223_photo.jpg)
Часто «не» используется как уловка в рекламе или документах, затрудняя быстрое и четкое понимание фразы. Дело в том, что для обработки речи мозг напрягается, выполняя в течение короткого промежутка времени несколько операций, объяснил «С(Ж» младший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус» Антон Рогачев. Сначала слуховая кора улавливает звуковой сигнал, выделяет в нем отдельные фонемы, слоги и слова. Этим словам затем присваивается определенное значение. И наконец, мозг обрабатывает сразу несколько слов, объединяя их в контекст, чтобы человек мог уловить смысл всей фразы.
«Отрицание может вызвать сложности при обработке информации, а когда отрицаний много: приходится прикладывать усилия, чтобы „перевернуть“ значение слов. Но, как показывает данное исследование, это не работает, когда отрицаний не много („не горячий кофе“): этот процесс автоматический и лишь незначительно снижает воспринимаемое отрицание», — говорит Антон Рогачев.