Как фамилия ученика влияет на его успеваемость и усталость преподавателя 

Ученые обнаружили, что оценки, полученные в вузе, могут зависеть от порядка, в котором преподаватель проверяет контрольные, сочинения и домашние задания. Авторы исследования проанализировали около 140 тысяч работ за период с 2014 по 2022 год. Оказалось, что студенты с фамилиями, начинающимися на первые буквы алфавита, в среднем получали больший балл.

От начальной школы до университета оценка занимает центральное место в системе образования. Но успехи в учебе зависят не только от того, насколько хорошо студент подготовился к занятиям. К такому выводу пришли исследователи из Мичиганского университета. Они выяснили, что на оценки в том числе может влиять первая буква фамилии.

К масштабному исследованию привлекли системы управления обучением (LMS), такие как Canvas, Blackboard Learning и Google Classroom, которые стали популярным инструментом для распространения и доступа к образовательному контенту. На этих платформах студенты могут смотреть лекции, общаться со сверстниками, отправлять задания и получать оценки. А еще, как выяснилось,  они могут формировать поведенческую предвзятость, ведь на этих же платформах сидят и преподаватели.

Оценка в зачетной книжке не всегда складывается только из знаний студента  Фото: © Fotiy_Svetlana / Shutterstock / FOTODOM

Авторы исследования проанализировали более 30 миллионов записей об оценках в Canvas. В выборку вошли баллы за 851 582 работы, которые загрузили 139 425 студентов, и проверили 21 119 преподавателей за последние шесть лет. Система устроена таким образом, что по умолчанию работы сортируются по фамилии студента в алфавитном порядке, и педагог чаще всего начинает проверять студентов с фамилиями на А, B, С, D и так далее.

Исследование показало, что работы, с которыми преподавателю приходилось сталкиваться в самом конце, не только систематически оценивались ниже, но и сопровождались менее вежливыми комментариями. По статистике, студенты, чьи фамилии начинались на первые буквы английского алфавита, при стобалльной системе в среднем получали на 0,3 балла больше, чем при проверке в случайном порядке. И наоборот учащиеся с фамилиями на W, X и Z имели на 0,3 балла меньше, то есть общий разрыв составил 0,6 балла. Правило срабатывало и в обратную сторону: если преподаватель начинал проверку с конца списка, он также ставил больше. Особенно явно это несоответствие было заметно, когда дело касалось социальных и гуманитарных наук.

Такая необъективность объясняется просто: преподаватель начинает работу полным сил, он внимательный и сконцентрированный, но затем наступает усталость, когнитивные способности заметно снижаются, появляется раздражение. Чтобы избежать этого, исследователи рекомендуют всегда проверять работы в случайном порядке. Хоть и разрыв в 0,6 балла кажется не очень значительным, он все же может повлиять на итоговую оценку в конце года и, как следствие, на карьерные перспективы учащихся.

После публикации материала об этом исследовании в Сети появилось множество комментариев, в которых студенты соглашаются с авторами. А один из них даже попросил ученых прислать ему текст статьи, чтобы он мог показать его своим родителям. Дело в том, что его фамилия начинается с буквы W, и юноша планировал убедить родителей, что его плохая успеваемость связана именно с этим обстоятельством.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Студентов «Сириуса» работодатели разбирают до защиты диплома #работа #Университет Сириус #студенты #буткемп 01 июня 2023 18:22
2
Студенты «Сириуса» смогут работать в Курчатовском геномном центре #Университет Сириус 07 июля 2023 17:01
3
Студенты расшифровали самый древний в мире свиток #ИИ #археология 10 февраля 2024 12:03