Самый юный победитель «Созвездия» о том, как изменилась его жизнь после конкурса
В 12 лет пианисту из Перми Захару Внутских аплодировал весь зрительный зал IV Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие». После победы в гранд-финале прошло два года, и жизнь Захара круто изменилась: он выступает с концертами в разных городах России и сотрудничает с фондом Дениса Мацуева «Новые имена». Что дает детям опыт участия в «Созвездии», которое сегодня в шестой раз стартует в «Сириусе», и как подготовиться к конкурсу, музыкант рассказал «Сириус(Журналу».
— Захар, как вы пришли в музыку?
Моя мама — аккордеонистка. Она привела меня к Елене Николаевне Зенковой, педагогу по фортепиано замечательной школы искусств в Пермском крае, чтобы посмотреть, какой будет моя реакция. Мне на тот момент было около четырех лет, поэтому я не вспомню, что именно услышал. Но никогда не забуду эмоций, которые испытал, музыка меня поразила своей красотой, а еще с какой душой она была сыграна. Поэтому в каждом выступлении я стараюсь вкладывать свою душу. Зрителю это очень важно!
— Исполнение какого музыкального произведения помогло понять вам, что музыка больше, чем хобби, и даже любимое дело?
Действительно есть граница. В детстве все начинается с азов — нот. Я их учил, мне было непросто, такая рутина. А вот после 7–8 лет уже начинается что-то новое! Меня пригласили на прослушивание в фонд «Новые имена». Я играл тогда «Тарантеллу» Прокофьева, и это, думаю, одно из первых серьезных произведений, с чего начался более глубокий интерес к музыке.
Захар Внутских рассказал «С(Ж», что с этого года стал регулярно посещать спортивный зал. Он уделяет большое внимание спине — исполнители называют ее больным местом, которое нужно обязательно укреплять с юного возраста. Музыка, по мнению Захара, не только про искусство и духовное развитие, но и про здоровый подход к жизни.
— Какую роль играет наставник в вашей жизни?
Прежде всего, мой главный учитель — это мама. Именно с ней я начал свой творческий путь во всех смыслах. (Смеется.) Я безмерно ей благодарен. Она может точно услышать то, чего именно не хватает в том или ином моем исполнении. Мама соотносит произведения великих музыкантов и мои: что стоит мне добавить, а что лучше оставить как есть. Мама чувствует подобные вещи и помогает мне с композицией. А композиция — это «бетонная основа» выступления. Огромную роль играет и мой нынешний преподаватель в Центральной музыкальной школе Дарья Анатольевна Рябова. Именно с нее начался период моего творческого подъема.
— Какой главный урок преподнесли вам учителя ?
Таких уроков, на самом деле, много. Особое место среди них занимает актерское мастерство. Наверное, это странно звучит для пианиста.
Актерское мастерство играет невероятно сильную роль и очень помогает
Даже тогда, когда программа отработана на высоком уровне, есть вещи, которые могут ее усилить. Есть такое понятие, как «резкий контраст с двух форте на два пиано», которое обозначает быстрый темп. И это отыграть практически невозможно, особенно когда сложная фактура. Но можно содействовать этому резкой сменой выражения лица, эмоционального состояния. Это очень часто выручает. Пианист должен передавать все оттенки и контрасты.
— Вы волнуетесь перед концертом?
Да, и такое случается. Я считаю, что это нормально, в этом нет ничего плохого. Мне даже помогает иногда. Но если волнения слишком много, то оно может навредить. Чтобы с ним справиться, нужно, прежде всего, сконцентрироваться на том, что будешь играть и как это подать.
Хорошо визуализировать свое произведение: представить художественные картины во время исполнения пьесы, похожие фильмы
В некоторых произведениях это обязательно. Например, «Траурный марш» Шопена — тяжелое произведение для меня. В голове возникают соответствующие образы. Визуализация позволяет сфокусироваться. Именно концентрация помогает избавиться от лишних эмоций.
— Пробовали сочинять музыку?
Да, когда был на программах «Сириуса». На ноябрьской программе в 2021 году под руководством Евгения Петрова, композитора Санкт-Петербургской консерватории М. В. Смирновой. И после «Созвездия», когда приехал в августе 2022 года на смену к Игорю Рогалеву из Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Обе программы прекрасные.
«Сириус» я очень ценю: он дал много новых друзей, эмоций, и, думаю, я еще не раз вернусь
— Расскажите, как вы готовились к «Созвездию»?
Много и упорно. (Смеется.) Это было очень непросто. Я пережил множество эмоциональных спадов. Бывало, что вроде отлично позанимался и чувствуешь огромный прогресс, а на следующий день начинаешь играть и думаешь: почему так плохо-то? Главное — легко уметь побеждать это. Я научился это делать.
Всегда нужно понимать: в музыке, как в спорте, не всегда все может идти сразу хорошо. Это нужно осознать и принять. Поэтому готовиться приходилось даже иногда через силу. Но чем больше занимаешься, тем заметнее прогресс.
— Как изменилась ваша жизнь после победы на «Созвездии»?
Меня стали приглашать на большие выступления. В частности, Денис Леонидович Мацуев и фонд «Новые имена» зовут на концерты. Это большая честь для меня и огромное удовольствие выходить на сцену с такими звездами.
На торжественной церемонии открытия «Созвездия», которая пройдет сегодня, 6 апреля, сыграют три обладателя Гран-при прошлого года: виолончелист Адриан Маркевич, кларнетист Игорь Смалий и пианист Дмитрий Феденко.