Экологический атлас «Сириуса»: взрослая задача для школьников

На «Глобальных больших вызовах», которые прошли сразу после Всемирного фестиваля молодежи в «Сириусе», школьники работали над задачами уровня ведущих отечественных компаний. К примеру, участники направления «Экология и изучение изменений климата» составляли первый атлас федеральной территории «Сириус». Работа будет отражать комплексную экологическую картину региона. Проект курируют эксперты Института глобального климата и экологии им. академика Ю.А. Израэля.

У проекта, который стартовал на «Глобальных больших вызовах» и продолжится дальше, сугубо практическая цель собрать максимальный объем экологических и иных сопутствующих данных. Они в дальнейшем помогут прогнозировать, на каких территориях следует ждать стихийных бедствий. Также с помощью атласа можно будет оценивать состояние окружающей среды и выявлять причины ее изменения. Участникам проекта предстояло изучить федеральную территорию и найти подходящие места для сбора проб почвы и воды, а затем в лабораториях Университета «Сириус» проанализировать образцы.

Школьники работают в лаборатории Университета «Сириус» Фото: Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Экологический атлас — это электронная база, где отображаются природные явления и экологические условия определенной территории. Он может содержать различные карты: климатические, почвенные, морские и др.

Особенность проекта в том, что в нем приняли участие школьники, далекие от естественно-научного направления, но интересующиеся экологическими проблемами. В «Сириусе» погружали в тему мягко: преподаватели дали возможность выбора. Например, ученица 10-го класса Предуниверситария Московского государственного лингвистического университета Майя Хованова остановилась на проблеме стихийных бедствий.

Майя Хованова Фото: Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

«Меня привлекла тема штормов. За последние годы в  „Сириусе“ самые крупные произошли в 2015-м и 2023-м. На проекте мы работаем с открытой географической информационной системой QGIS. Я смотрела, где чаще всего происходят затопления, выделяла участки и площади, анализировала информацию о предыдущих случаях, выявляла слабые места и прогнозировала частоту морских бурь в будущем», пояснила она.

В районе Олимпийского парка ребята взяли пробы почв. Затем в лаборатории Университета «Сириус» они проанализировали их на кислотность, содержание различных веществ и другие параметры. Полученные данные станут первыми материалами будущего атласа федеральной территории.

Далерджон Зокиров Фото: Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Ученик 11-го класса худжандской школы № 20 Далерджон Зокиров из Таджикистана рассказал, что для него в этом проекте важно было сосредоточиться на изучении тяжелых металлов в почве, воде и воздухе.

«В будущем я хочу стать доктором, собираюсь поступить в медицинский вуз. Экология и медицина связаны напрямую, поскольку воздух загрязняется, усиливаются уже имеющиеся болезни, средняя продолжительность жизни уменьшается. Например, у нас в Таджикистане большие проблемы из-за производства и использования пластика. Я хочу изучить эту тему подробнее, и „Сириус“ мне в этом очень помог. Впервые увидел такие оснащенные лаборатории, смог поработать на современном оборудовании и узнал много нового», поделился ощущениями школьник.

Шахноза Каримова Фото: Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

Шахноза Каримова, ученица 11-го класса школы-гимназии № 1 города Шопокова (Киргизия), планирует стать юристом-международником. Отмечает, что проблемы, связанные с окружающей средой, такие как изменение климата, актуальны для всего человечества. Поэтому сейчас нужно решать вопросы, касающиеся каждого: глобальное потепление, похолодание, загрязнение воздуха, несанкционированные сбросы, мусор и смог. К слову, в прошлом году киргизская столица Бишкек возглавил рейтинг городов с самым густым смогом. Специалисты зафиксировали концентрацию мелких частиц в воздухе, в десятки раз превышающую нормы.

«Тот опыт, который я приобрела в „Сириусе“, смогу применить и у себя дома. Кроме того, такие атласы, которые мы создаем здесь, необходимы в Кыргызстане. Там тоже нужно этим заниматься. И пусть начнем это делать мы, школьники, чтобы взрослые увидели. Если не мы, тогда кто?» вопрошает Шахноза Каримова.

Преподаватели и эксперты подчеркивают, что «Глобальные большие вызовы» это проект для старшеклассников, которые только определяются с профессией, а «Сириус» дает возможность попробовать себя в разных направлениях.

Елизавета Конькова Фото: Ярослав Яровой / Пресс-служба «Сириуса»

«Сейчас ребята составили карты, собрали данные, а также предложили еще несколько тем, которые могли бы дополнить атлас. А уже следующая команда, которая приедет на „Большие вызовы“, проходящие в „Сириусе“ каждый год, продолжит их работу», отмечает преподаватель и младший научный сотрудник Института глобального климата и экологии имени академика Ю. А. Израэля Елизавета Конькова.

По итогам первых исследований результаты образцов почвы показали низкое содержание кальция и магния в них. Кислотность в изученных точках была близка к нейтральной. По гранулометрическому составу почвы относятся к легким суглинкам. Исследования продолжаются, ведь одна из целей проекта научиться прогнозировать шторма, которые из-за глобального изменения климата все чаще обрушиваются на Черноморское побережье Кавказа. Этим займется уже следующая команда школьников на «Больших вызовах». 

Программа «Глобальные большие вызовы» проходила в Образовательном центре «Сириус» с 8 по 21 марта. В ней приняли участие 90 ребят: 40 – из 20 иностранных государств (в том числе из Бразилии, Боливии, Китая, Египта, Алжира, Германии),  50 – из 30 регионов России. Они были отобраны после детской программы, организованной «Сириусом» в рамках Всемирного фестиваля молодежи с 1 по 6 марта. Кандидатам нужно было написать эссе и пройти собеседование с экспертами. Прошедшие испытания школьники сформировали команды и работали над проектами по шести ключевым направлениям: «Генетика и биомедицина», «Новые материалы», «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение», «Умный город и безопасность», «Космические технологии» и «Экология и изучение изменений климата». Каждое из направлений программы отвечает стратегии научно-технологического развития России.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Космический мусор, айтрекинг и лечебный кремний: чем запомнятся «Большие вызовы — 2023» #Сириус #Большие вызовы #Росатом 17 июля 2023 06:04
2
Экологический центр «Сириуса»: чем занимается и какие задачи решает #Сириус #экология #Университет Сириус 28 октября 2023 06:04
3
Какие научные задачи решают школьники со всего мира в «Сириусе» #Сириус #Большие вызовы 19 марта 2024 10:26