Ученые выяснили, почему аутоиммунные заболевания чаще встречаются у женщин

На долю женщин приходится около 80 % всех случаев аутоиммунных заболеваний, таких как волчанка и ревматоидный артрит. Подобная предвзятость по половому признаку беспокоила иммунологов и ревматологов многие десятилетия. Теперь у ученых появились новые данные о том, почему это происходит.

Аутоиммунные заболевания чаще встречаются у женщин, чем у мужчин. Причем в разы: например, рассеянный склероз — в три раза чаще, волчанка — в девять. В основе развития этих патологий лежит ошибочное разрушение клетками иммунной системы структур организма. Риск их развития повышается при наличии генетической предрасположенности.

Какие заболевания считаются аутоиммунными?

Аутоиммунные заболевания — обширная группа нарушений. Они имеют различные симптомы, а объединяет их то, что иммунная система организма, грубо говоря, начинает атаковать своего хозяина. Эти нарушения могут распространяться как на всю иммунную систему, так и на ее компоненты. К этой группе болезней относят системную красную волчанку, болезнь Крона, псориаз, ревматоидный артрит, целиакию и др. Механизм развития аутоиммунных патологий изучен не до конца. Чаще всего они имеют хроническую форму с периодами обострения и ремиссии.

Ранее исследователи видели причину аутоиммунного неравенства в нарушении регуляции активности генов X-хромосомы. Но, по новым данным, дело может быть не в поломке самого процесса, а в белках, которые участвуют в инактивации. Это добавляет ученым еще один уровень сложности в решении этой задачи, но в итоге может существенно повлиять на диагностику аутоиммунных заболеваний.

Все дело в Х-хромосоме, а точнее — в ее молекулярном окружении. Оно может провоцировать нежелательные иммунные реакции. C ДНК постоянно взаимодействуют белки и РНК. Именно они в том числе играют центральную роль в одном из этапов эмбрионального развития — инактивации Х-хромосомы.

Слева — женские хромосомы, справа — мужские Изображение: Общественное достояние

Как известно, мужчины имеют одну Х- и одну Y-хромосому, а у женщин две Х-хромосомы. Инактивация X-хромосомы происходит в клетках самок млекопитающих для того, чтобы с двух копий Х-хромосом не образовывалось вдвое больше продуктов соответствующих генов, чем у самцов. Этот процесс очень нагляден: длинные нити РНК, известные как Xist, обвиваются вокруг хромосомы, привлекая десятки белков и образуя комплексы, которые эффективно подавляют находящиеся внутри гены.

Однако не все гены в этом процессе бездействуют: считается, что те из них, которые избегают инактивации хромосомы X, лежат в основе некоторых аутоиммунных заболеваний. Кроме того, ген Xist сам по себе может инициировать воспалительные иммунные реакции.

Почти десять лет назад дерматолог и молекулярный генетик Говард Чанг, соавтор текущего исследования, заметил, что многие из белков, которые взаимодействуют с Xist, становятся мишенями для аутоантител, то есть таких антител, которые иммунная система ошибочно направляет против одного или нескольких видов белков. Фактически организм начинает бить сам по себе. Именно этот процесс провоцирует аутоиммунные заболевания.

Изображение: © Дарья Назаренко / «Сириус.Журнал»

Поскольку Xist обычно экспрессируется только на Х-хромосоме, казалось логичным предположить, что аутоантитела, которые атакуют белки, взаимодействующие с Xist, более опасны для женщин, чем для мужчин. Чтобы проверить эту идею, Чанг и его коллеги взяли мышей и спровоцировали у них заболевание, похожее на волчанку. Они заметили, что животные, у которых экспрессировался ген Xist, имели более высокий уровень аутоантител, а их иммунные клетки находились в повышенной готовности. Это явный признак предрасположенности к аутоиммунным атакам. Сравнив результаты исследования с данными людей, которые страдают волчанкой, ученые выяснили, что те связанные с Xist механизмы, которые они наблюдали у мышей, также же имеют прямое отношение к аутоиммунным заболеваниям человека.

Данное открытие важно для тех, кто лечит аутоиммунные заболевания, а это очень сложно. Исследователи много лет пытаются приручить клетки, атакующие ткани и органы. Но большинство одобренных методов терапии направлены на подавление всего иммунного ответа организма. Это часто облегчает симптомы, но подвергает людей повышенному риску инфекций и рака.

Чтобы прожить дольше 100 лет, нужен особый иммунитет #еда #долголетие #иммунитет 07 апреля 2023 07:37