Сочи-2014 — «Сириус»-2024: как создавали нашу Олимпиаду

Ровно десять лет назад Россия показала всему миру, как нужно организовывать и проводить спортивные события: 7 февраля 2014 года открылась зимняя Олимпиада. По мнению Международного олимпийского комитета, сочинские Игры стали рекордными за всю историю по многим показателям. Все объекты Олимпийских игр были готовы в срок и соответствовали самым высоким мировым стандартам. И теперь олимпийское наследие развивает «Сириус», а занимаются этим в том числе и участники тех событий.

Заявка на успех

Первую заявку на проведение зимней Олимпиады Сочи подал еще в 1994 году. Но тогда страна переживала не лучшие времена и осталась без Игр. Удача улыбнулась России уже в новом тысячелетии. В 2006 году на сессии Международного олимпийского комитета в Гватемале решалось, кто будет принимать зимнюю Олимпиаду — 2014. В Сочи, снова претендовавшем на то, чтобы провести большой спортивный праздник, решения МОК ждали с волнением. Площадь у Зимнего театра, где показывали прямую трансляцию из Центральной Америки, была заполнена горожанами. Среди них был и Владимир Беляков, который сегодня руководит Художественно-историческим центром «Сириус».

Жак Рогге объявляет о победе заявки России Фото: © AFP

«Когда глава МОК произнес название нашего города, на площади у Зимнего театра, где собрались тысячи горожан и гостей Сочи, буквально на секунду воцарилась тишина, которая взорвалась всеобщим ликованием. Правда, мы отлично понимали, что уже на следующий день придется засучить рукава и строить Олимпиаду», — вспоминает он.

К этому дню Даниил Воробьев шел несколько лет. Занимался подготовкой к Играм. Ездил в 2010 году в Ванкувер, в 2012-м — в Лондон, где с коллегами перенимал опыт.  Сейчас возглавляет отдел экотуризма и волонтерства Международного научного центра в области экологии и вопросов изменения климата в «Сириусе».

«На тестовых соревнованиях я работал волонтером в группе заглаживания олимпийских горнолыжных трасс. Специально взял отпуск и помогал выравнивать горнолыжную трассу для даунхилла, примерно после каждого десятого заезда наступало мое время, — вспоминает Даниил Воробьев. — На ледяных спортивных трассах это совсем не похоже на развлечение и очень непросто. Включаются группы мышц, не задействованные в повседневной жизни. И мы в команде, связанные одной невидимой цепью, едем „лесенкой“ друг за другом, сгребая лыжами отсев снега. Устать, свернуть, упасть — нельзя. Тогда цепочкой — как эффект домино — повалится вся группа. Это закаливает и сплачивает коллектив. Правда, желание покататься для удовольствия по выходным пропало у меня до следующего сезона». 

Строительство стелы олимпийского огня Фото: © ITAR-TASS / Лебедев Артур / ТАСС

Была цель, не было преград

Началась большая олимпийская стройка. Городу понадобились не только сами спортивные объекты, но и масштабная инфраструктура: транспортная, энергетическая, коммуникационная. Прибрежному и горному кластерам курорта предстояло измениться до неузнаваемости. В Имеретинской низменности, где до зимних Игр на совхозных полях росла капуста, за несколько лет вместо нее выросли ледовые арены и спортивная деревня. Все благодаря олимпстроевцам. Среди них был и Алексей Панов. Сегодня он трудится дежурным инженером во Дворце спорта «Айсберг», а в 2011 году он переехал из Магнитогорска. 

«Я всех олимпийцев делю на две категории: неудачники, как я, у которых что-то не сложилось в родном городе (на моей родной хоккейной арене „Металлург“ в Магнитогорске прошла реструктуризация, а с ней — смена руководства и сотрудников), и романтики, приезжающие со словами: 

Мы сделаем эту Олимпиаду!

Многие оказались хорошими специалистами с богатым опытом, с ними было интересно работать. Меня поставили мастером трансформации арены во Дворец спорта „Большой“, которого, правда, тогда еще не было — на его месте торчали лишь железные основания», — отмечает он.

Когда 7 января 2014 года сдали дублер Курортного проспекта, люди поехали смотреть и кататься по нему ночью Фото: © Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Параллельно по всему Олимпийскому парку развивалась инфраструктура сотовой связи. Тогда в России были в ходу стандарты 2G и 3G, но в Сочи решили также запустить только появившийся LTE-А. За это отвечал Виталий Гранкин. Сегодня он главный конструктор в компании «СмартЭкоСистема» — резиденте Инновационного научно-технологического центра «Сириус».

«Пальма» связи в «Сириусе» Фото: Пресс-служба «Сириуса»

Для уверенного сигнала по всему прибрежному кластеру были смонтированы десятки базовых станций. Например, оборудование Медальной площади рассчитано на 30 тысяч пользователей. А чтобы отдельно стоящие базовые станции не портили внешний вид Олимпийского парка, они были оформлены под пальмы.

Обеспечить уверенным покрытием и высокой пропускной способностью для абонентского траффика  нужно было и каждый стадион. Внутри арен развернули внутреннюю систему мобильной связи, которая позволяет гаджетам работать в окружении бетонных стен, не пропускающих сигнал снаружи.

При выполнении многих задач часто не оставалось времени на сон, но по-другому никак

Виталий Гранкин 

Яна Кот перебралась в Сочи из Новокузнецка за год до открытия Олимпиады. При подготовке к Играм она занималась рекрутингом и с тех пор развивается в этом направлении, теперь уже в «Сириусе».   

«На Олимпиаде я была координатором по организации приезда, встречи и адаптации временного персонала из разных сфер. В день мы могли обрабатывать по 50 человек, работали круглосуточно, спать порой ложились часа на два». 

Но в тот момент я получала такой эмоциональный драйв, что потребность в сне просто мешала интересной и захватывающей работе

Яна Кот

Люди доброй воли

Помимо наемных кадров, нужно было формировать и волонтерские отряды. По сути, Олимпиада-2014 возродила добровольческое движение в нашей стране. Были созданы центры подготовки, написаны многочисленные методические пособия. 

«Я тогда работал в системе образования Сочи. Все школы города были вовлечены в подготовку волонтеров, ею занимались инициативные педагоги. Я возглавил отряд школы № 28. Тогда собрались энтузиасты, которые выкладывались на 150 %. Мы общаемся до сих пор», — делится Владимир Беляков.

У Даниила Воробьева свой опыт в волонтерском движении. Перед Олимпиадой он руководил отделом, который отвечал за создание образа Игр: брендингом, рекламой и визуализацией фирменной символики. 

«Без волонтеров я бы не справился. У меня под надзором было больше половины объектов горного кластера. Добровольцы взяли на себя огромную часть работы подрядчиков, поскольку многие из них оказались не готовы трудиться на снежных склонах — по экипировке, навыкам и физически», — вспоминает он.  

«Кто самый важный на Олимпийских играх? Казалось бы, что все в равной степени. Но именно волонтеры делают свое дело не просто бесплатно, а от всей души и по доброй воле! — рассказывает Даниил Воробьев. — За год до Игр мне удалось выделить из нашей команды волонтеров одну хрупкую, но очень энергичную девушку. Она буквально прониклась олимпийской идеей, смыслами, обучилась всем премудростям создания образа Игр (Look of the Games). И в итоге из волонтера превратилась в менеджера, отвечающего за визуальное оформление одного из наших горных соревновательных объектов. Игры вдохновляют, продвигают и раскрывают потенциал людей». 

Постепенно формировались команды, которые «подхватят» спортивные объекты, когда те начнут работать по прямому назначению, принимая участников Олимпиады и зрителей.  

«Была гора резюме, множество собеседований. Мне нужно было сформировать сменные бригады по шесть человек. Я собирал людей по интересам: в одной „деды“, где всем за 50, в другой — молодежь, в третьей — „кулибины“, предлагавшие разные новаторские решения», — рассказывает Алексей Панов. 

Последние штрихи

Чтобы олимпийские объекты прошли аттестацию, на них должны были пройти тестовые соревнования. Примерно за год до старта Олимпиады один за другим начали открываться ледовые дворцы и горнолыжные трассы. Например, в «Большом» первыми на лед с клюшками вышли строители, сразившиеся с профессиональными хоккеистами. А немногим позже там прошло грандиозное шоу Ильи Авербуха в честь годовщины до начала Игр-2014.     

«Илья Авербух первым в России, а может быть, и в мире снял борта. Обработать, то есть залить лед, как обычно, машинами мы из-за этого не могли. Пришлось придумывать и пробовать разные способы — было очень нервно и сложно, ведь опыта ребятам еще не хватало. Но после этого испытания мы работали легко и с удовольствием. В апреле начался чемпионат мира по хоккею для спортсменов до 18 лет. От нас требовали, чтобы все было идеально! И у нас получилось», — с гордостью говорит Алексей Панов. 

Церемония открытия зимних Олимпийских игр — 2014 Фото: © ZUMAPRESS.com / ТАСС

И вот остаются последние месяцы, недели и дни до начала Олимпиады. На тротуарах в спешке укладывают плитку, клумбы украшают цветами, на аренах наводят последний лоск, а на «Фиште» проходят заключительные репетиции. Именно там откроют исторические для России Игры.  

«Нас с коллегами пригласили на репетицию церемонии открытия. Константин Эрнст (главный креативный продюсер и сценарист церемонии открытия Олимпийских игр 2014 года) вышел перед началом представления и попросил не снимать, чтобы сохранить интригу. Масштаб и высокий уровень постановки поразили, это было самое грандиозное шоу в моей жизни! Когда выехала огромная платформа с куском земли, на котором паслись кони, коровы и звучала песня „Улетай на крыльях ветра“, на стадионе все плакали. Слезы невозможно было сдержать от какой-то невероятной гордости», — делится эмоциями Яна Кот.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Готовь «Санки» летом: все о санно-бобслейной трассе #Сириус #спорт #санки #бобслей #скелетон 26 октября 2022 15:32
2
«Сириус Арене» — 10 лет. 5 фактов из её жизни #Сириус #спорт #арена 29 марта 2023 06:10
3
Совсем «Большой» — ему уже 10 #Сириус #олимпиада #хоккей #ДС Большой 06 мая 2023 10:18