Конструктор линкоров, ракет, пароходов: как развивают моделирование в «Сириусе»

Моделирование — это сложное, но увлекательное хобби. Настоящие моделисты изучают обстоятельства, при которых создавался прототип, особенности конструкции и варианты внешнего оформления. Чтобы заниматься им, придется изучать сопромат и аэродинамику. Но мало построить самолет или корабль, их еще нужно поднять в воздух или отправить в плавание. Школьникам «Сириуса» повезло работать с самыми современными материалами под руководством преподавателей, которые буквально живут этим увлечением.

Стриж — самая быстрая птица в мире, способная в горизонтальном полете разгоняться до 170 км/ч. Эти пернатые все время в небе: там они едят, пьют, моются и даже спят. Они могут не приземляться месяцами — идеальная модель для полета, созданная природой. Вдохновляясь ею, люди строят самолеты. Ну а авиация, в свою очередь, подталкивает к творчеству тех, кто увлекается моделированием.  

Особый кружок

Кто однажды этим занялся, задерживается здесь надолго, говорит преподаватель дополнительного образования Владимир Прилепский. В Президентском лицее «Сириус» он учит школьников конструировать и создавать действующие модели ракет, судов и самолетов.

Ребята учатся не только строить, читать и составлять чертежи, но еще и чувствовать природу, понимать окружающий мир

Владимир Прилепский

На начальных этапах обучения авиамоделированию большое внимание уделяется мелкой моторике. Также важна усидчивость, ведь результат будет только спустя месяцы кропотливого труда. Первым делом ребятам рассказывают о материалах, их характеристиках, учат с ними работать. В том числе с самыми современными. В Лицее «Сириус» детям дают возможность использовать углепластик, угле- и стекловолокно, полимерные смолы и бальсу (дерево, которое растет в Южной Америке — источник чрезвычайно легкой и крепкой древесины).

«Для парашютов мы используем металлизированный лавсан толщиной в три микрона. Еще у нас есть пленка, которая выдерживает перепад температуры более 500 °C. Эти материалы применяются в космонавтике. Как появляется что-то новое, мы сразу его тестируем, проводим эксперименты: ломаем, проверяем жесткость, прочность, вес, то есть изучаем характеристики материала, проводим испытания. Если бы такие материалы были в моем детстве, я бы был самым счастливым ребенком в СССР, который занимается моделизмом. Мы начинали с дерева и пенопласта», — рассказывает Владимир Прилепский.

В Президентском лицее «Сириус» моделированием под руководством Владимира Прилепского занимаются более 50 детей Фото: Пресс-служба «Сириуса»

На занятиях школьники вникают в такие сложные науки, как аэродинамика, баллистика, энергетика, сопромат. Несмотря на то, что каждый делает собственную модель, помощь товарищей всегда приветствуется: кто-то подскажет, как усовершенствовать конструкцию, кто-то знает, как рассчитать параметры крыла. При этом учитель всегда рядом.

Такое разное моделирование

Когда говорят про моделирование, обычно представляют макеты самолетов, но на самом деле конструкторы собирают и ракеты, и морские суда и другие виды транспорта. При этом каждое направление делится на классы. 

Например, у ракетчиков есть соревнования на высоту полета, где модель должна быть очень легкой, но прочной. А есть класс ротошютов, где макеты долго держатся в воздухе при помощи авторотации — винтообразной конструкции, которая ловит восходящие воздушные потоки. Во всех спортивных классах ракет соревнуются на продолжительность полета с системами спасения, такими как парашют или лента. 

Один из наиболее сложных классов — изготовление точных копий, которые повторяют все этапы полета прототипа. Если настоящая ракета медленно стартует, а потом ускоряется, так же должна двигаться и модель. Кроме того, все ее части после полета должны безопасно возвратиться на землю, а значит нужно тщательно продумать все параметры и алгоритм системы приземления. 

В авиамоделировании есть класс, где самолет нужно как можно дольше продержать в воздухе. Так что важно рассчитать все изгибы, которыми он ловит восходящие потоки, зависая и буквально цепляясь за воздух. В таких соревнованиях модель может улетать на десятки километров, но обязательно должна вернуться обратно.

В классе F2D ведут воздушные бои. Самолеты там оборудованы двигателем внутреннего сгорания, а «пилотируют» их с помощью кордов. На соревнованиях два участника стоят в кругу и, управляя моделями, пытаются срубить ленту, привязанную к самолету соперника. Скорости доходят до 150 км/ч, поэтому нужна точнейшая координация движений.  

Отдельное направление — планеры на радиоуправлении. Например, есть класс, где соревнуются на продолжительность полета и точность посадки. Нужно приземлиться в назначенное время в обозначенный круг. 

Особый раздел моделирования — водный транспорт. Здесь строят и гоночные катера на радиоуправлении, и великолепнейшие парусники, которые украсят любой интерьер, и подводные лодки.

От моделей к звездам

По каждому из классов проходят соревнования, и несмотря на то, что кружок моделирования в Президентском лицее «Сириус» существует всего пару лет,  местные школьники уже завоевали немало призов как на российских, так и международных первенствах. 

Например, воспитанники Владимира Прилепского ярко выступили на международных соревнованиях «Кубок космодрома Байконур», который прошел в Казахстане. Там им покорилось первое место в командном зачете класса S-7. Также ребята стали лучшими в сложнейшем зачете моделей-копий. Хотя не меньше побед запомнилась экскурсионная часть. 

Воспитанники Президентского лицея «Сириус» на экскурсии на космодроме Байконур Фото: из личного архива Владимира Прилепского

«Дети увидели настоящий старт пилотируемого корабля МС-24 с космонавтами на борту. Когда ребята залезли в «Буран», я их не мог вытащить из приборного отсека космонавтов. Они до сих пор „горят“ после той поездки — столько положительной энергетики», — делится впечатлениями Владимир. 

В этом году моделисты Президентского лицея намерены принять участие в трех международных соревнованиях, а также нескольких российских. Предварительно два школьника из «Сириуса» попали в сборную страны. 

В «Сириусе» собралась и команда взрослых спортсменов, в которой есть лицейские преподаватели дополнительного образования. В прошлом году они выступали на Кубке России. Кроме того, учителя участвуют в соревнованиях в качестве судей. Это оговорено регламентом, и каждая команда выставляет своих представителей.

В Президентском лицее сложилась особая атмосфера сотрудничества педагогов дополнительного образования. Например, Алексей Чумаков возглавляет лабораторию карбоновых материалов, которые активно используются в авиа- и ракетомоделировании. Михаил Немцев и Иван Митрофанов — эксперты в 3D-моделировании, которые могут облегчить ручной труд и научить ребят проектировать детали на компьютере. Вот почему школьники не пропускают занятия кружка и добиваются высоких результатов, говорит Владимир Прилепский.

«Я прихожу на работу, с желанием творить. Не могу нарадоваться, когда ребенок гордится тем, чего достиг — во мне внутренняя гордость просыпается. Хочу зажигать в детях интерес, передавать им знания, которыми обладаю. Я живу этим, и мой огонь поддерживается светом в глазах учеников».

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Как выбрать дополнительное образование для ребенка? #дети #дополнительное образование 19 апреля 2023 16:33
2
Дополнительное образование в «Сириусе»: эмоции и личный опыт #Сириус #лицей #дополнительное образование 25 июля 2023 14:30
3
Как педагог из Армавира учит детей в «Сириусе» строить ракеты #Сириус #дополнительное образование #авиамоделирование 08 декабря 2023 13:28