Лекарство от ожирения и мышата от двух отцов: главные зарубежные ученые 2023

Традиционно в декабре авторитетный журнал Nature выбирает самых важных людей, которые сделали прорывные открытия. Так, в разные годы в список входили хирург Мухаммад Мохиуддин, который руководил операцией по пересадке человеку сердца генетически модифицированной свиньи, а также китайский биолог и биофизик Хэ Цзянькуй, создатель первых в мире генно-модифицированных людей. В этом году в списке оказались не только люди, но и нейросеть.

Светлана Мойсова и борьба с ожирением

Светлана Мойсова Фото: © Chris Taggart / The Rockefeller University

Препараты для снижения веса Ozempic и Wegovy в 2023 году стали сенсацией мирового масштаба. Они принесли миллиарды долларов прибыли фармацевтическим компаниям и научное признание исследователям, которым приписывают открытие гормона, лежащего в основе этих препаратов, — глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1). Он регулирует секрецию инсулина, помогает лечить диабет, подавляет аппетит и способствует борьбе с ожирением. Один из ключевых авторов изобретения — ученый югославского происхождения Светлана Мойсова, которая занималась этой работой еще в 80-е годы прошлого века.

Тем не менее ее усилия не были отмечены во многих отчетах об открытии гормона, и она не разделила научных премий, присужденных за этот научный подвиг. Чтобы имя Мойсовой добавили в список авторов патента, ей пришлось пройти через длительные судебные тяжбы, но теперь справедливость восстановлена!

Лекарства для диабетиков используют, чтобы похудеть: чем это грозит?

Халиду Тинто и вакцина от малярии

Халиду Тинто Фото: © Kilayé Bationo / Nature

Халиду Тинто руководил клиническими испытаниями лекарств и вакцин от малярии на протяжении десяти лет. Он сам не понаслышке знаком с заболеванием — в 2023 году ее перенесла его дочь. В этом году вакцина R21, которую он тестировал, была рекомендована к использованию Всемирной организацией здравоохранения. Это всего лишь вторая одобренная вакцина против малярии, и есть надежда, что она предотвратит миллионы смертей в Африке, где опасность болезни особенно высока. Ежегодно на континенте регистрируют более 200 млн случаев заболевания и 500 тыс. смертей, преимущественно у детей младше пяти лет. Тинто учился в бельгийском Антверпене, и у него была возможность работать в США, но вместо этого он вернулся на родину, где помог создать лекарство. Предполагается, что вакцина R21 будет доступна по всей Африке уже в середине 2024 года.

Вместо ядов и вакцины: с малярией поможет бороться особая бактерия

Кацухико Хаяси и спасение исчезающих видов животных

Кацухико Хаяси Фото: © Kosuke Arakawa / Nature

Японский биолог Кацухико Хаяси смог вывести мышат от двух отцов. Он взял клетки из хвостов мышей-самцов, которые имеют хромосомы X и Y, и превратил их в стволовые клетки, а затем вырастил из них яйцеклетки. Некоторые удалось оплодотворить и подсадить суррогатным матерям. Из 630 эмбрионов на свет появились семь мышей, и это огромное достижение. Раньше многие исследователи считали, что сделать такое невозможно. После эксперимента команда Хаяси планирует повторить успех с белым носорогом. Сегодня в мире есть только два животных этого вида, и это самки. В случае положительного результата данный метод поможет спасти редкие виды животных от вымирания.

Фото: © Murakami / Nature

Калпана Калахасти и индийский лунный модуль

Калпана Калахасти Фото: © Samyukta Lakshmi / Nature

23 августа Индийская организация космических исследований (ISRO) благополучно посадила свой первый зонд на Луну в составе миссии «Чандраян-3». Так Индия стала всего четвертой страной мира, которая сумела прилунить космический аппарат, после Советского Союза, США и Китая. Инженер и заместитель директора проекта «Чандраян-3» Калпана Калахасти сыграла в этом решающую роль. Инициатива была сложной в том числе потому, что после краха миссии «Чандраян-2» в 2019 году организация не получила дополнительного финансирования и не могла радикально перепроектировать посадочный модуль или сделать резервные копии. Поэтому инженеры сконцентрировались на реконфигурации орбитального аппарата, а также посадочного модуля миссии «Чандраян-2». Чтобы обеспечить его дополнительным топливом, сделать более сильные опоры и внести еще несколько важных изменений, они уменьшили массу орбитального аппарата.

Лунная гонка XXI века: какие страны претендуют на спутник Земли

Томас Паулз и борьба с раком

Томас Паулз Фото: © Anna Lukala / Nature

Паулз — врач-онколог, который нашел способ, продлевающий жизнь больным раком мочевого пузыря. Исследование стало прорывным в этой области за многие десятилетия. Идея Паулза заключается в том, чтобы комбинировать лекарства, которые убивают раковые клетки и тормозят иммунный ответ самого организма. Этот способ оказался намного эффективнее, чем стандартное лечение, которое прописывают пациентам с таким диагнозом с 1980-х годов.

Конъюгаты антитело-препарат (ADC) — это избирательно и точно действующие методы лечения злокачественных новообразований. Они способны продлить жизнь с 16 месяцев до 2,5 года по сравнению со стандартной химиотерапией. В исследовании рака мочевого пузыря был протестирован ADC энфортумаб ведотин, который нацелен на белок нектин-4, в изобилии присутствующий в клетках рака мочевого пузыря. Энфортумаб ведотин использовали вместе с другим иммунотерапевтическим препаратом — пембролизумабом. Многообещающие результаты исследований других типов рака также показали, что ADC могут замедлять рост опухоли и увеличивать выживаемость пациентов.

Кроме них, в список вошли: министр климата и окружающей среды Бразилии Марина Сильва, которая добилась сокращения вырубки лесов Амазонки; политик из Греции Элени Миривили, главный специалист по смягчению последствий глобального потепления при ООН; физик Энни Критчер с успешными экспериментами по инерциальному термоядерному синтезу; создатель ChatGPT Илья Суцкевер; разоблачитель научного блокбастера про сверхпроводимость при комнатной температуре физик Джеймс Хэмлин.

Главные открытия 2023 года в российской науке #российские ученые #ДНК 08 февраля 2023 11:14