Почему органы стареют с разной скоростью и как этим пользоваться

Люди с древности ищут способы омоложения. Сегодня в этих поисках помогают достижения медицины и современные технологии. И чтобы разобраться в том, как придать свежести тканям и органам, нужно досконально изучить то, как они стареют. А происходить это может неравномерно. Расскажем, как это диагностировать и что с такой информацией делать.

Старение по-прежнему остается ключевым фактором развития самых часто встречающихся причин смерти — рака, сердечной недостаточности, диабета. Как правило, чем старше человек, тем выше риск появления патологии. Вот почему ее важно вовремя обнаружить, и ученые постоянно ищут для этого репрезентативные биомаркеры, иначе говоря — индикаторы здоровья.

Для выявления склонности к развитию болезни врачи используют данные ДНК и эпигенома человека, но те могут не показать, откуда именно происходит патология. Более точные методы диагностики, например биопсия, сопряжены с рисками. И вот недавно появился новый подход, который определяет возраст отдельных органов и позволяет обнаружить точное местоположение вероятного источника болезни.

Помимо привычного нам возраста «по паспорту», у человека есть и биологический. По нему можно определить изношенность организма. Поиск биомаркеров разных состояний привел исследователей из Stanford University к открытию показателей, которые позволяют оценить возраст отдельных органов.

Ученые научились оценивать возраст 11 органов, включая сердце, мозг, почки и печень Фото: © H_Ko / Shutterstock / FOTODOM

В начале исследования ученые составили список белков, которые активнее всего синтезируются в конкретных органах и связаны с их функционированием. Затем измерили их уровень в крови у более чем тысячи здоровых людей 27—104 лет. Обработка полученных данных при помощи алгоритмов машинного обучения позволила вывести типичные показатели здоровых органов в определенном возрасте. Следующим шагом стал сбор анализов у людей с разными заболеваниями исследуемых органов. Всего ученые изучили кровь более 5 500 людей, что позволило вывести конкретные показатели, меняющиеся при старении.

Ученые определили связь между изношенностью органов и конкретными патологиями. Так, у людей с гипертонией или диабетом почки оказывались примерно на один год старше других органов. А болезнь Альцгеймера усиливала нагрузку почти на все тело, что демонстрирует тесную связь мозга с другими органами.

Чтобы оценить уровень старения органов, нужно взять анализ крови на отдельные белки Фото: © Andrey_Popov / Shutterstock / FOTODOM

У каждого пятого участника исследования какой-нибудь из органов старел быстрее остальных, а это сопряжено с повышенным риском смерти в течение следующих 15 лет. Ученые обнаружили прямую связь между возрастом конкретного органа и развитием патологии в нем. Удалось им отследить и то, как с годами меняется кровь.

Выходит, что просто измеряя возраст органов, врачи могут предсказывать, какие из них подвержены риску возникновения конкретных заболеваний. А это знание даст временной задел, чтобы раньше начать лечение. Такой подход наверняка будет полезен и для оценки воздействия лекарств. Правда, пока говорить о применении новинки на практике еще рано — нужны дополнительные исследования.

Старение крови можно замедлить, и даже лекарство уже есть #кровь #старение 07 февраля 2023 15:24