Когда Африка была во льдах: найдены самые древние моренные отложения

В Южной Африке ученые сделали неожиданную находку под одним из самых крупных в мире месторождений золотой руды. Там они обнаружили ледниковые отложения, древнее которых из земли раньше не доставали. Расскажем, как это связано с тем временем, когда наша планета была похожа на снежный ком.

Месторождение Витватерсранд находится к юго-западу от Йоханнесбурга, и там добывают от 25 до 50 % всего объема золота в мире. Чтобы получить драгоценный металл, приходится опускаться вглубь почти на четыре километра и работать при 50-градусной жаре.

Температура в Европе может дойти до +50 °C

Именно там международная команда геологов искала ледниковые отложения, которые могут пролить свет на то, какие катаклизмы переживала Земля за свою долгую жизнь. Например, во многом загадку для ученых представляет период в истории нашей планеты, когда она практически целиком, за исключением «полоски» в районе экватора, была покрыта льдами. В таком состоянии Земля оказалась из-за того, что ее ледяные щиты стали отражать больше солнечного света, что вызвало снижение температуры. Дальше все пошло, как снежный ком: чем холоднее становилось, тем больше планета покрывалась ледниками. В итоге за несколько тысяч лет она побелела почти целиком. Ученые предполагают, что процесс остановили древние вулканы, которые создали парниковый эффект своими выбросами углекислого газа. Земля начала постепенно оттаивать.

Шахта Мпоненг, где нашли древнейшие ледниковые отложения, — самая глубокая в мире Фото: © JMK

Именно благодаря находке в ЮАР ученые смогли определить, что впервые такой ледниковый период Земля переживала около 3 млрд лет назад.

«Мы обнаружили исключительно хорошо сохранившиеся ледниковые отложения недалеко от золотых приисков в Южной Африке. Это одна из немногих областей, которые остались практически нетронутыми и неизменными с ранней Земли. Эти отложения представляют собой окаменелые ледниковые морены, которые в основном являются обломками, оставленными ледником, когда он постепенно тает и сжимается. Это древнейшие моренные отложения из когда-либо обнаруженных. Кроме того, мы смогли сопоставить это с анализом изотопов кислорода из этих пород, который показал, что климат должен был быть холодным, когда камни отложились», — рассказал профессор Орегонского университета в Юджине Илья Биндеман.

Оставшиеся от ледника обломки содержали много изотопов кислорода 17O — это доказывает, что их образование шло при минусовых температурах, когда планету покрывал лед, утверждают геологи. Способность нашей планеты так быстро и глобально менять климат требует подробного и детального изучения — это нужно для точного прогнозирования, ведь ледниковые периоды на Земле регулярно повторяются.

Глобальное потепление ставит рекорды, нагревая Землю все сильнее #парниковые газы #потепление 24 января 2023 11:24