Российская «Чайка» заметит чаек и дронов на подлете к аэропорту

Угроза беспилотной атаки сегодня в России как никогда высока. Повышенному риску подвержены транспортные объекты, например аэропорты. Для обеспечения безопасности пассажиров петербургские инженеры разработали мультимодальный комплекс, который способен на то, чего не умеют зарубежные аналоги.

Дроны и птицы — главные опасности для самолетов во время взлета и посадки. Попадание живого существа либо коптера, например, в турбину авиалайнера грозит обернуться трагедией с человеческими жертвами. По данным Международной организации гражданской авиации (ICAO), за последние 10 лет произошло более 100 тысяч столкновений самолетов с птицами, что привело к ущербу в размере более 1,2 миллиарда долларов.

Как в аэропортах отпугивают птиц?

Любой большой аэропорт находится под круглосуточным контролем: сотрудники регулярно осматривают не только здания, но и взлетно-посадочную полосу, а также территорию в радиусе 15 км. Важно, чтобы там не появились птичьи гнезда, а также не заводились грызуны, которыми питаются пернатые (для этого землю обрабатывают специальными препаратами). Кроме того, вблизи аэродрома не должно быть скоплений мусора. 

Отпугивать птиц помогают пиротехнические и сигнальные устройства, например пропановые пушки, которые производят громкие звуки, похожие на выстрел. Они «стреляют» сжатым газом, вызывая взрывную волну, которая ощущается на расстоянии сотни метров. Есть также биоакустические установки, транслирующие тревожный крик птиц, а также так называемые противоприсадные шипы, не позволяющие пернатым садиться на летное поле. Еще животным не нравятся блики от зеркальных шаров и светоотражающие ленты, воздушные змеи, имитирующие опасных сородичей, а также настоящие хищники — дрессированные ястребы. Все это тоже есть в арсенале профильных специалистов.

Сотрудник орнитологической службы аэропорта Пулково с птицей-помощником Фото: © Alexey Smyshlyaev / Shutterstock / FOTODOM

Чтобы отслеживать приближение к воздушной гавани непрошеных гостей, инженеры Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (СПбГЭТУ) «ЛЭТИ» разработали особый прибор, который объединяет функции радиолокации и видеомониторинга. Комплекс, который назвали «Чайка», в честь самых частых гостей аэропортов, состоит из трех основных модулей. 

  • Пассивный когерентный локатор отслеживает воздушные объекты в радиусе 30 км. Важно, что это устройство не является источником сигналов, поэтому незаметно для злоумышленников. Вместо собственного передатчика для локации оно использует сигнал телекоммуникационных систем, например цифрового телевидения.
  • Видеокамера с высоким разрешением, которая видит воздушные объекты на подлете. «Уникальность нашей системы в том, что, в отличие от существующих в мире аналогов, она может не только распознать, что летит, например, дрон или птица, но и определить вид этих птиц. Это позволяет правильно оценить и классифицировать степень создаваемой ими опасности для полетов авиации и оперативно отреагировать на потенциальные угрозы», — пояснила декан факультета радиотехники и телекоммуникаций СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Наталия Обухова.
  • Инфракрасная камера фиксирует и сопровождает дрон или птицу в темноте и при сложных погодных условиях, например в тумане. Для сбора и анализа информации, а также для отслеживания траектории полета ученые разработали специальную программу.

Чудо в кукурузном поле

Опасность попадания птицы в двигатель самолета ярко демонстрирует авиакатастрофа, произошедшая в 2019 году у подмосковного аэропорта Жуковский. Стая чаек оказалась на пути взлетавшего Airbus A321, несколько пернатых попали в воздухозаборники турбины и вывели ее из строя. Пилоты быстро сориентировались, выключили второй двигатель и стали планировать в сторону сельскохозяйственных полей. Выпустив шасси, они посадили самолет на посадки с кукурузой, которая смягчила падение и дала корпусу скольжение.

Чайки едва не погубили сотни пассажиров, летевших из Москвы в Симферополь Фото: © Сергей Бобылев/ТАСС

В итоге все 226 пассажиров и семь членов экипажа остались живы. Командир воздушного судна Дамир Юсупов потом вспоминал, что пилоты были морально и профессионально готовы к такому ЧП — каждые полгода они отрабатывают подобные ситуации на тренажере. Он и второй пилот Георгий Мурзин получили звания Героев России. В ходе расследования обстоятельств авиакатастрофы выяснилось, что причиной скопления птиц у аэропорта Жуковский стала мусорная свалка.

В планах петербургских специалистов — повысить точность распознавания воздушных объектов в разных условиях наблюдения, например при перемещении их на неоднородном фоне или при плохой погоде. Ко всему прочему, система умеет использовать звуковые или световые сигналы для отпугивания птиц. Также система может применять специальные устройства для подавления сигнала управления дронами.

Проект по созданию комплекса реализуется в рамках гранта по постановлению Правительства РФ № 218, который предусматривает выделение субсидий на развитие сотрудничества вузов и НИИ с предприятиями реального сектора экономики. 

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Съедобный беспилотник поможет выжить #беспилотники #Швейцария #спасатели 01 ноября 2022 11:23
2
«Ростех» показал беспилотный вертолет, который сможет искать людей и нефть #беспилотники #авиация 24 января 2023 08:20
3
2023 — год беспилотных доставщиков: что нас ждет? #беспилотники #доставка #дроны 22 апреля 2023 07:11