Антон Шкаплеров: о нештатных ситуациях на съемках «Вызова» и новом полете на луну

Сколько стоит полететь в космос? Как МКС уворачивается от орбитального мусора? Когда у России будет собственная станция? Мешают ли спутники ракетам? На эти и другие вопросы ответил космонавт Антон Шкаплеров.

В «Сириусе» на открытой площадке под звездами показали «Вызов» — первый полнометражный художественный фильм, снятый в космосе. Пришедшие на сеанс зрители смогли перед этим пообщаться с одним из героев картины — космонавтом Антоном Шкаплеровым. «Сириус(Журнал» собрал самые интересные вопросы и ответы.

О «Вызове»

— Как вы оцениваете подготовку к полету актрисы Юлии Пересильд?

— Изначально Юлия не рассматривалась на роль в фильме и для полета в космос. По предложению режиссера Клима Шипенко в звездный городок приехали 20 актрис, и наши врачи, психологи, специалисты по физкультуре и подготовке должны были отобрать из них двух — в основной экипаж и дублирующий. В итоге никто из них не прошел медкомиссию. Тогда начали обзванивать других актрис. Нам повезло, что у Юлии от природы оказались те качества, которые нужны космонавтам. В первую очередь — очень хороший вестибулярный аппарат. Она, может, и покрепче некоторых космонавтов. Клим оказался таким же — режиссеру долго не могли найти дублера.

Актриса Юлия Пересильд и космонавт Роскосмоса Антон Шкаплеров на праздничном мероприятиии, посвященном Дню космонавтики, в Государственном Кремлевском дворце Фото: © Сергей Савостьянов / ТАСС

Актрис и операторов для съемок в космосе тщательно отбирали и готовили. В итоге на МКС полетели Юлия Пересильд и Клим Шипенко. На орбите они провели две недели. Бюджет фильма «Вызов» составил около 1 млрд рублей, а кассовые сборы — 1,83 млрд.

Петр Дубров, Антон Шкаплеров, Юлия Пересильд, Клим Шипенко, Олег Новицкий на МКС (слева направо) Фото: © Петр Дубров / Госкорпорации «Роскосмос»

— Центральное событие фильма — операция в космосе. Как вы погружались в медицину?

— Вообще, каждый космонавт проходит медицинскую подготовку. Самое главное — уметь оказывать неотложную помощь. Попадается иногда космонавт, который раньше, например, был военным доктором, и тогда все расслабляются. Если такого в команде нет, то нужно всем проходить основы медицины, а одному члену экипажа — более глубокую медицинскую подготовку. На станции достаточно хорошее оборудование, мы даже можем запустить сердце. В любом случае в таких ситуациях мы обязаны связываться с врачами на Земле, но они должны знать обо всех наших шагах. 

— Как повлияли съемки фильма на популяризацию космонавтики?

— В фильме сняты реальная космическая станция, космический корабль, настоящие космонавты. К сожалению, не все люди в нашей космической державе знают, что есть МКС, мало кто представляет, как она выглядит. А в картине хорошо показаны этапы подготовки, полет, старт, работа на станции и возвращение. Вышла целая серия документальных фильмов о подготовке киноэкипажа, и сам старт транслировался на весь мир. 

— Какие сложные ситуации возникали при съемках в космосе?

— Первая нештатная ситуация случилась, когда мы стыковались: произошел отказ автоматики. До этого я три раза летал, и всегда автоматически корабль догонял станцию, стыковался с ней, а я как командир просто контролировал и делал необходимые действия. На Земле мы готовимся к тому, что откажут основная система стыковки и дублирующая. Тогда берешь управление в свои руки и стыкуешься. Об этом мечтает каждый командир. 

Однако к этому старту было приковано внимание, его снимали в прямом эфире, и когда пошел отказ за отказом, я почувствовал, что мне не по себе

Не хотелось ударить лицом в грязь, подвести своих инструкторов, Центр подготовки и вообще «Роскосмос» и Россию. Хотелось все аккуратно сделать. У нас еще пропала связь. Когда все заработало, я доложил, что мы состыковались, и увидел, как все были счастливы: все идет по плану и мы продолжаем работать.

Корабль «Союз МС-19», который доставил на МКС съемочную группу Фото: © Госкорпорации «Роскосмос»

— Камеры сильно мешали на МКС?

— Да, там маленькое пространство, а основная камера большая. Но в космосе проще — режиссер мог залезть на потолок, придерживать ее рукой и снимать нас. 

О космосе

— Как вы относитесь к космическому туризму?

— Россия — первая страна, которая отправила в космос семерых людей. Первый билет был самым дешевым — 20 млн долларов, а крайний — уже 65 млн. Цены растут, желающих все больше, после фильма — точно. До этого мы каждого туриста готовили девять месяцев, а когда киноэкипаж — то впервые уложились за три с половиной месяца. Следующие два японских туриста, которые прилетали, когда я был на станции, готовились столько же. Мы почти в три раза сократили время подготовки благодаря фильму, и желающих полететь сразу стало больше. 

Мы профессионально возим туристов, после нас этим занялись американцы. Еще начались суборбитальные полеты, которые не делают даже одного витка вокруг планеты. Их главная задача — взлететь на ракете выше 100 км. Считается, что там уже начинается космос. Человек преодолевает эту отметку, пусть даже на пару минут, немножко чувствует невесомость на себе и может, ударив себя в грудь, сказать, что по международной классификации имеет право называться космонавтом. 

К частному туризму относятся и спутники, которые запускает Илон Маск. Они скоро окутают всю планету, при этом почти бесплатный интернет будет в любой точке Земли.  

— Не будут ли они мешать при взлете ракет?

— Пока нет, но об этом беспокоятся. Сейчас они мешают людям, которые занимаются исследованием космоса с Земли. Эти спутники очень похожи на звезды. И уже начали придумывать программы, чтобы их отсеивать.      

Чем спутники помешали астрономам?

Читать

— Как сейчас на орбите с космическим мусором? Пора ли уже запускать программы по очистке?

— В космосе летают остатки отработавших спутников. Когда их запускали 70 лет назад, никто не думал, что они начнут приближаться к Земле и это станет проблемой. Входя в плотные слои атмосферы, они начинают гореть, но что-то долетает и до поверхности. Правда, никому на голову не падает. 

В космосе сама станция успешно уклоняется от космического мусора. Мы включаем двигатели и разгоняем МКС, она поднимается выше — и мусор пролетает под нами.     

Еще есть крайние ступени ракет, которые падают сразу после старта. Выбирается направление полета, чтобы они оказались в безлюдном месте. Каждая из ступеней имеет датчики, по которым ее находят и утилизируют. 

Жизнь на орбите: как почесать нос в скафандре и приготовить торт на МКС

Читать

— Были новости, что Россия может отказаться от финансирования своей части МКС. Если это произойдет, какие у нас перспективы?

— В 2015 году МКС должна была прекратить существование, но она в хорошем состоянии. Сейчас заключили соглашение между космическими агентствами, в которые входят 15 стран, о том, что до 2028 года она будет летать. Может быть, будут продлевать. 

Перед «Роскосмосом» стоит задача в 2027 году начать строительство нашей станции, которая так и называется — «РОС» (Российская орбитальная станция). 

Она будет меньше, чем МКС, но только там мы будем единоличными хозяевами, как раньше на станции «Мир»

В ней всего будет шесть блоков, они будут периодически меняться, то есть станция будет практически вечной. Ее, как лего, будут собирать: если какой-то блок устареет, его отстегнут и пристыкуют новый. И, что самое интересное,  она будет летать через полюса, и у нее будет особое наклонение ( около 90 градусов) — станция МКС под собой может видеть только то, что расположено от экватора на север и на юг примерно на 50 градусов. Россия же расположена намного выше, и пока мы можем наблюдать только Сочи, Волгоград, Курск. Остальную страну космонавты видят только вдали. А нам нужны наши территории, особенно Сибирь, тайга, Северный полюс.

Встреча зрителей с космонавтом Антоном Шкаплеровым перед показом фильма «Вызов» в «Сириусе» Фото: © Евгений Эргардт / Пресс-служба «Сириуса

Станция будет помогать исследовать и контролировать северные широты. Будет такая орбита, которая позволит пролетать над любой точкой Земли хотя бы раз в трое суток — ни у кого такого нет. Надеемся, что первый модуль будет запущен в 2027 году с нашего космодрома Восточный.  Сейчас оттуда выполняются непилотируемые пуски, но в будущем полетит новый корабль с космонавтами. 

— Каким вы видите развитие космической индустрии в ближайшие 10 лет?

— Мы вернемся на Луну с новыми аппаратами и технологиями. Думаю, первая девушка полетит туда. На Марс точно пока не собираемся. Также будет развиваться спутниковая группировка. 

— Когда запланирована лунная программа?

— В том году уже был полет вокруг орбиты на новом корабле «Орион». Мы надеемся, что в следующем году экипаж облетит, а в 2025-м уже высадится.  

— Что вам нравится больше: летать или выходить в космос?

— Это разные вещи. При выходе в космос ты тоже летишь, паришь над планетой, только с огромной скоростью — 8 км/с. Выход в открытый космос считается самой сложной, опасной и интересной работой. Каждый космонавт мечтает хотя бы раз это сделать. Хотя есть люди, которые по три полета осуществили, но так и не вышли. 

Выход — это дорогое удовольствие. Он планируется так, чтобы выполнить как можно больше задач. На внешней стороне станции есть различные антенны и приборы, которые нужно ремонтировать или менять, иногда необходимо запустить спутник. Также есть места, где находится аппаратура с оборудованием для космических экспериментов. Например, я забирал пластины с кусочками металла, которые провели в космосе несколько лет. Ученые изучают, как меняются их свойства.

Российский космонавт Антон Шкаплеров во время выхода в открытый космос Фото: © NASA

— Какие в космосе нужны профессии? К примеру, программисты?

— В управлении станцией участвует более 100 компьютеров, и кроме нас, их никто не перепрошьет, не исправит неполадки, поэтому нам приходится углубляться в информационные технологии. В космосе нужны люди всех профессий.

— Правда, что вам дают символический пинок, когда вы заходите в ракету?

— Да, есть такое. Говорят, что он придает ускорение. Когда мы идем от автобуса к ракете, каждого космонавта придерживают, потому что костюм сшит так, чтобы в нем комфортно было сидеть в позе эмбриона. Но в нем неудобно ходить. Обычно командира ведет руководитель «Роскосмоса», первого бортинженера — руководитель космического предприятия «Энергия», где делаются космические аппараты. 

— А какие у вас любимые космические традиции?  

— За сутки до старта мы смотрим фильм «Белое солнце пустыни». Коллеги-иностранцы, которые входят в состав экипажа, не понимают ни этот фильм, ни юмор и почему мы его смотрим. Мы обязательно присядем на дорожку, выпьем шампанского и разобьем бокал на счастье.

Как космонавты примеряют корабль, сколько дублей делали для каждой сцены фильма «Вызов», чем занимаются в выходные и что видно в иллюминатор с МКС — в полном видеоинтервью Антона Шкаплерова:  

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
На базе: как земляне колонизируют Луну #Луна #полезные ископаемые 07 февраля 2023 09:19
2
Главные космические страшилки: Оумуамуа, Апофис и столкновение со звездой #космос #Апофис #Оумуамуа 29 апреля 2023 06:55
3
Где и как отметить День космонавтики в «Сириусе»? #Сириус #космос 11 апреля 2024 06:01