В «Сириусе» нашли способ изучать молекулы гиалуроновой кислоты

Гиалуроновая кислота входит в состав кожи, хрящей, пуповины и других тканей организма. Она не вызывает иммунного ответа и широко применяется в медицине, в том числе в косметологии. Новые данные позволят создавать ткани максимально похожие на человеческие.

Эволюция почти не затронула гиалуроновую кислоту. У человека и бактерии она отличается не сильно, и именно поэтому организм ей не сопротивляется. Сегодня ее успешно применяют при лечении глаз, зубов, кожи, сердечно сосудистой системы, а также для создания губной помады, лосьонов, кремов и других косметических средств.

Группе ученых из Университета «Сириус» и Физтеха удалось впервые в мире исследовать фундаментальные свойства гиалуроновой кислоты на уровне отдельной молекулы. В основу работы лег метод атомно-силовой микроскопии, при котором образцы поверхностей сканируют острым зондом для получения данных об их микрорельефе. Специально для этого исследования руководитель группы направления «Биоматериалы» Научного центра генетики и наук о жизни Университета «Сириус» Дмитрий Клинов разработал сверхострые зонды с радиусом острия около 1 нм. Результаты исследования российские ученые опубликоввали в журнале Q1 Carbohydrate Polymers.

В России нашли новый способ лечения остеоартрита

«Использованный в работе метод атомарно-силовой микроскопии совершенно не новый, однако мы довели его до совершенства. Атомарно-ровная поверхность в качестве подложки в сочетании со сверхострыми зондами, позволили нам визуализировать отдельные молекулы гиалуроновой кислоты. Ничего подобного до нас в мире никто еще не делал», — отмечает Дмитрий Клинов.

Выяснилось, что у молекул гиалуроновой кислоты модуль Юнга, определяющий способность материалов к сжатию и растяжению, в 1000 раз больше, чем у коллагена и в 10 раз больше, чем у паутинных или амилоидных фибрилл. Это открытие приблизило ученых к получению искусственных материалов, максимально похожих на живые человеческие ткани. Например, гиалуроновую кислоту рассматривают как один из важнейших компонентов для создания искусственной кожи. Именно потому что человеческий иммунитет ее не отторгает, а значит, можно существенно повысить регенерацию поврежденных тканей. Соответствующие исследования уже ведутся в Университете «Сириус».

Как обучать робототехнике и что для этого нужно #робототехника #Росатом #Университет Сириус 26 марта 2024 13:04