Этническая Бурятия: у России мог появиться свой Тибет

Буддизм и шаманизм смешались на этих просторах еще до появления утвержденной границы двух империй — Российской и Цинской. Чтобы увидеть места, где родился Чингисхан, молился далай-лама, стояли буддийские юрты-храмы, а люди построили государство на принципе ненасилия, автор «С(Ж» Алексей Стрижов отправился в большое путешествие по Забайкалью.

Непонятное приграничье

Этническая Бурятия — особый уголок нашей страны, который сплотил протомонгольские народы и верования вокруг Байкала задолго до прихода туда России. Зачастую чужеродный приграничный мир был непонятен отечественным властям и не вписывался в политику спайки государства и православия. Хотя в тибетском буддизме есть нечто похожее. Речь о важном его аспекте — философии чойон — симбиозе светской и духовной власти. 

«Эта форма буддизма, получившая распространение в Тибете и небольших гималайских княжествах Ладакха, Бутана и Сиккима, традиционно находившихся под политическим и культурным влиянием Тибета, представляет собой особую модель буддийской общины и ее взаимоотношений с государством. Эта модель оказалась весьма устойчивой и продуктивной», — пишет в своей монографии «Буддизм и Империя. Бурятская буддийская община в России (XVIII начало XX века)» антрополог Николай Цыремпилов.

Буряты весьма лояльно относились к новой власти и даже считали Екатерину II воплощением Белой Тары (в пер. с санскр. tārā — «спа­си­тель­ни­ца») — наи­бо­лее почи­тае­мым жен­ским бо­же­ст­вом, идеалом бес­пре­дель­но­го со­стра­да­ния, муд­ро­сти и за­щи­ты от бед и бо­лез­ней. Принимали буддисты и русские традиции зодчества — новые дацаны внешним видом, формой окон и толщиной стен напоминали православные обители.

Что такое дацан?

Изначально дацаном (от ти­бет. grwa-tshang) на­зывался фа­куль­те­т учеб­но­го за­ве­де­ния при мо­на­сты­рях. Позд­нее в бу­рятском буд­диз­ме так стали называть са­м­ мо­на­сты­рь. В дацанах живут монахи, которые входят в общину — санг­ху. Там же обу­чают мо­ло­дых по­слуш­ни­ков. В связи с этим монастыри тра­ди­ци­он­но де­лят­ся на учеб­ные и от­шель­ни­че­ские.

Обыч­но дацан строят в от­да­ле­нии от на­се­лен­ных мест, рядом с во­доемами. Территория монастыря — пря­мо­уголь­ное ого­ро­жен­ное ме­сто, стро­го ори­ен­ти­ро­ван­ное по сто­ро­нам све­та. В цен­тре на­хо­дит­ся со­бор­ный храм — цок­чен-ду­ган. Там про­во­дят­ еже­днев­ные служ­бы при уча­стии всех мо­на­хов.

Пер­вые дацаны Бу­ря­тии обычно раз­ме­ща­лись в вой­лоч­ных юр­тах при став­ке пра­ви­те­ля ро­до­вых эт­нических групп и пе­ре­ко­че­вы­ва­ли вме­сте с ней. Пер­вый ста­цио­нар­ный дацан в За­бай­ка­лье — Хил­ган­туй­ский. Он был основан в 1741 году.

Анинский дацан и руины его первого храма — одного из главных дацанов России начала XIX века Фото: © Алексей Стрижов

Далай-лама и намоленное место

Уро­чи­ще Дэ­лу­ун-Бол­дог. Сегодня здесь граница Монголии и России, а примерно 800 лет назад в этой долине родился Те­му­чин, которого позже назовут Чингисханом. Считается, что великий правитель появился на свет на реке Онон. И она стала для него счастливой — на ней потом монгольские князья создадут государство, а Чингисхан его возглавит.

В этих местах степь соседствует с таежными горами Забайкалья, а шаманизм — с буддизмом. Тут находится Алханай — священная гора. Буддисты верят, что в XIX веке здесь великий йогин (так они называют мастеров, достигших необыкновенных способностей) Намнанай-лама приручил местных духов.

В начале XX века российские власти даже рассматривали возможность переезда сюда Далай-ламы XIII. Этого не случилось, зато почти век спустя приехал следующий великий гуру — Далай-лама XIV. Правда, ненадолго. В 1991 году он провел на Алханае молебен.

Визит Далай-ламы XIV на Алханай в 1991 году Фото из архива ФГБУ  «Национальный парк „Алханай“»

Сегодня к Алханаю едут не только паломники, но и туристы. Там обустроенный национальный парк, где можно не только полюбоваться дикой природой, но и ощутить колорит буддизма и шаманизма (местные колдуны до сих пор проводят свои обряды на соседних со священной горой сопках).

Гид национального парка «Алханай» ведет туристическую группу к храм-воротам, где совершил молебен и Далай-лама XIV Фото: © Алексей Стрижов

Принцип ненасилия

Гражданскую войну тяжело переживала вся страна, но те, кто исповедовал самую мирную религию, — особенно. Тогда Забайкалье по большому счету находилось во власти полевых командиров. Атаман Григорий Семенов контролировал значительную его часть, и подчинявшиеся ему казаки не церемонились с местным населением. Не менее одиозным был барон Роман фон Унгерн-Штернберг. Легендарный представитель Белого движения, ставший, по сути, ханом Монголии и собиравшийся восстановить империю Чингисхана.

Картина Дмитрия Шмарина «Барон Унгерн — За Веру, Царя и Отечество» Фото: © «Лента.Ру»

После того как в 1921 году он был взят в плен красными и по суду расстрелян в Новониколаевске, многие буддисты романтизировали его личность, признавая воплощением Махакалы — защитника веры. 

При этом фон Унгерн-Штернберг и его подчиненные, как и семеновцы, запятнали себя участием в зверских расправах над мирным населением. Самый яркий и жестокий пример — полностью сожженное приграничное село Укыр. 

Сегодня на местах массовых расстрелов в селах Укыр и Менза стоят такие памятники Фото: © Алексей Стрижов

Гражданская война практически разделила страну на два лагеря, но буддисты не захотели присоединяться ни к одному из них. Тогда на территории между современной Бурятией и Забайкальским краем появилось теократическое Кодунское государство. 

Его возглавил ученик Намнанай-ламы Лубсан-Сандан Цыденов. Он, сам будучи ламой, соединил духовную и светскую власть в маленькой стране, созданной по принципу ненасилия. Правда, просуществовала она недолго — до прихода Советской власти.

Новое время

В 1930-х годах — в «безбожную пятилетку» — СССР начал борьбу в том числе и с буддизмом. Лам подвергали репрессиям. Однако после Великой Отечественной войны в стране началось постепенное возрождение этой религии. Тогда же недалеко от Байкала был построен знаменитый Иволгинский дацан — главный буддийский храм страны. 

Сегодня в России насчитывается около 30 подобных сооружений. Из них стоит выделить старинный Агинский дацан, в котором, как и в Анинском, угадываются элементы русского зодчества.

Еще один дореволюционный дацан — Цугольский. Он был построен в начале XIX века как юрточная молельня, став каменным лишь в 1860-е. Сегодня туда редко приезжают туристы. Цугольский, как и Агинский, считался одним из главных дацанов дореволюционной России.

Высота скульптуры Сандаловый Будды, сделанной из сандалового дерева, более двух метров Фото предоставлено Национальным музеем истории Бурятии, Улан-Удэ

Буддийские дацаны России до сих пор хранят реликвии мирового уровня. К примеру, в Эгитуйском находится двухметровая статуя Сандалового Будды, которой, по преданию, 2500 лет.

Этническая Бурятия — будто сундук с драгоценностями, заросший травой и покрытый мхом в далекой глуши. И его стоит разыскать и открыть. Открыть для себя культурно и духовно. 

Оцените статью
Поделись знанием