Этническая Бурятия: у России мог появиться свой Тибет

Буддизм и шаманизм смешались на этих просторах еще до появления утвержденной границы двух империй — Российской и Цинской. Чтобы увидеть места, где родился Чингисхан, молился далай-лама, стояли буддийские юрты-храмы, а люди построили государство на принципе ненасилия, автор «С(Ж» Алексей Стрижов отправился в большое путешествие по Забайкалью.
Непонятное приграничье
Этническая Бурятия — особый уголок нашей страны, который сплотил протомонгольские народы и верования вокруг Байкала задолго до прихода туда России. Зачастую чужеродный приграничный мир был непонятен отечественным властям и не вписывался в политику спайки государства и православия. Хотя в тибетском буддизме есть нечто похожее. Речь о важном его аспекте — философии чойон — симбиозе светской и духовной власти.
«Эта форма буддизма, получившая распространение в Тибете и небольших гималайских княжествах Ладакха, Бутана и Сиккима, традиционно находившихся под политическим и культурным влиянием Тибета, представляет собой особую модель буддийской общины и ее взаимоотношений с государством. Эта модель оказалась весьма устойчивой и продуктивной», — пишет в своей монографии «Буддизм и Империя. Бурятская буддийская община в России (XVIII — начало XX века)» антрополог Николай Цыремпилов.
Буряты весьма лояльно относились к новой власти и даже считали Екатерину II воплощением Белой Тары (в пер. с санскр. tārā — «спасительница») — наиболее почитаемым женским божеством, идеалом беспредельного сострадания, мудрости и защиты от бед и болезней. Принимали буддисты и русские традиции зодчества — новые дацаны внешним видом, формой окон и толщиной стен напоминали православные обители.
Что такое дацан?
Изначально дацаном (от тибет. grwa-tshang) назывался факультет учебного заведения при монастырях. Позднее в бурятском буддизме так стали называть сам монастырь. В дацанах живут монахи, которые входят в общину — сангху. Там же обучают молодых послушников. В связи с этим монастыри традиционно делятся на учебные и отшельнические.
Обычно дацан строят в отдалении от населенных мест, рядом с водоемами. Территория монастыря — прямоугольное огороженное место, строго ориентированное по сторонам света. В центре находится соборный храм — цокчен-дуган. Там проводят ежедневные службы при участии всех монахов.
Первые дацаны Бурятии обычно размещались в войлочных юртах при ставке правителя родовых этнических групп и перекочевывали вместе с ней. Первый стационарный дацан в Забайкалье — Хилгантуйский. Он был основан в 1741 году.

Далай-лама и намоленное место
Урочище Дэлуун-Болдог. Сегодня здесь граница Монголии и России, а примерно 800 лет назад в этой долине родился Темучин, которого позже назовут Чингисханом. Считается, что великий правитель появился на свет на реке Онон. И она стала для него счастливой — на ней потом монгольские князья создадут государство, а Чингисхан его возглавит.
В этих местах степь соседствует с таежными горами Забайкалья, а шаманизм — с буддизмом. Тут находится Алханай — священная гора. Буддисты верят, что в XIX веке здесь великий йогин (так они называют мастеров, достигших необыкновенных способностей) Намнанай-лама приручил местных духов.
В начале XX века российские власти даже рассматривали возможность переезда сюда Далай-ламы XIII. Этого не случилось, зато почти век спустя приехал следующий великий гуру — Далай-лама XIV. Правда, ненадолго. В 1991 году он провел на Алханае молебен.

Сегодня к Алханаю едут не только паломники, но и туристы. Там обустроенный национальный парк, где можно не только полюбоваться дикой природой, но и ощутить колорит буддизма и шаманизма (местные колдуны до сих пор проводят свои обряды на соседних со священной горой сопках).

Принцип ненасилия
Гражданскую войну тяжело переживала вся страна, но те, кто исповедовал самую мирную религию, — особенно. Тогда Забайкалье по большому счету находилось во власти полевых командиров. Атаман Григорий Семенов контролировал значительную его часть, и подчинявшиеся ему казаки не церемонились с местным населением. Не менее одиозным был барон Роман фон Унгерн-Штернберг. Легендарный представитель Белого движения, ставший, по сути, ханом Монголии и собиравшийся восстановить империю Чингисхана.

После того как в 1921 году он был взят в плен красными и по суду расстрелян в Новониколаевске, многие буддисты романтизировали его личность, признавая воплощением Махакалы — защитника веры.
При этом фон Унгерн-Штернберг и его подчиненные, как и семеновцы, запятнали себя участием в зверских расправах над мирным населением. Самый яркий и жестокий пример — полностью сожженное приграничное село Укыр.

Гражданская война практически разделила страну на два лагеря, но буддисты не захотели присоединяться ни к одному из них. Тогда на территории между современной Бурятией и Забайкальским краем появилось теократическое Кодунское государство.
Его возглавил ученик Намнанай-ламы Лубсан-Сандан Цыденов. Он, сам будучи ламой, соединил духовную и светскую власть в маленькой стране, созданной по принципу ненасилия. Правда, просуществовала она недолго — до прихода Советской власти.
Новое время
В 1930-х годах — в «безбожную пятилетку» — СССР начал борьбу в том числе и с буддизмом. Лам подвергали репрессиям. Однако после Великой Отечественной войны в стране началось постепенное возрождение этой религии. Тогда же недалеко от Байкала был построен знаменитый Иволгинский дацан — главный буддийский храм страны.
Сегодня в России насчитывается около 30 подобных сооружений. Из них стоит выделить старинный Агинский дацан, в котором, как и в Анинском, угадываются элементы русского зодчества.
Еще один дореволюционный дацан — Цугольский. Он был построен в начале XIX века как юрточная молельня, став каменным лишь в 1860-е. Сегодня туда редко приезжают туристы. Цугольский, как и Агинский, считался одним из главных дацанов дореволюционной России.

Буддийские дацаны России до сих пор хранят реликвии мирового уровня. К примеру, в Эгитуйском находится двухметровая статуя Сандалового Будды, которой, по преданию, 2500 лет.
Этническая Бурятия — будто сундук с драгоценностями, заросший травой и покрытый мхом в далекой глуши. И его стоит разыскать и открыть. Открыть для себя культурно и духовно.