Ты — это не только то, что ты ешь… но и то, с кем живешь

Гиппократ говорил: «Ты — это то, что ты ешь». Древнегреческий врач намекал: многие болезни — от неправильного питания. С пищей в организм могут попасть вредные микробы. Хотя обзавестись ими можно и друг от друга. Люди, как правило, делятся микроорганизмами, даже не подозревая об этом.
Большое исследование на эту тему провела международная команда во главе с учеными из итальянского Università degli Studi di Trento. Они проанализировали ДНК-данные, полученные примерно из 10 тыс. образцов слюны и кала, взятых у людей со всего мира. Специалисты оценивали состояние микробиомов, то есть микробной среды, кишечника и полости рта. Причем в базу данных попали жители как мегаполисов, так и небольших поселков.

Как микробиом влияет на наше здоровье и настроение
ЧитатьМикробиологи искали совпадающие штаммы у членов семей, родственников, пар, а также у тех, кто делит жилье или просто близко общается друг с другом. Самая отчетливая связь выявлена между микробиомами родителей и детей. В течение первого года жизни ребенок и мать делятся друг с другом значительной частью кишечных бактерий. С возрастом микробиом человека становится индивидуальнее, но «материнское наследие» сохраняется. Причем даже у людей старше 50 лет.

После четырех лет аналогичный процесс начинается у ребенка с отцом. Между двойняшками, которые с возрастом отдаляются друг от друга, также ослабевает микробная связь, но остается на всю жизнь.
Обмен микробами идет не только у родственников, но и у соседей. Так, у людей из разных деревень совпадающих штаммов было меньше, чем у тех, кто живет в одной, подтверждают результаты исследования, опубликованные в журнале Nature. Причем этнические или культурные особенности населения здесь особо не сказываются.
Эту научную работу другие микробиологи уже называют всесторонней и очень важной для более полного понимания того, как происходит обмен микробами и как это влияет на передачу болезней, связанных с дисфункцией микробиома, — рака, диабета, ожирения. Для этого нужно определить, какие именно микроорганизмы, не считающиеся сейчас патогенами, могут быть опасны. Будущие профильные исследования должны помочь ответить на этот вопрос.