Детский сад «Сириус»: маленькое зернышко в большом знании

В мае на территории детского сада «Сириус» ученые и дошкольники посеяли яровую пшеницу. К ее семенам были добавлены консорциумы микроорганизмов, благотворно влияющие на почву. Около двух месяцев ребята и их научный руководитель кандидат химических наук Ольга Шабунина проводили фотофиксацию посевов, измеряли длину растений, наблюдали за их ростом и ухаживали за посадками. В будущем эксперимент поможет создать эффективные экологичные удобрения на основе почвенных микроорганизмов.

«Мы с учеными посеяли пшеницу в экспериментальный огород. Потом ее поливали, измеряли, а еще сорняки вытаскивали», – деловито поясняет семилетний Лев Колосов, воспитанник детсада.

В естественнонаучной лаборатории детского сада «Сириус» малыши два месяца выращивали экспериментальную пшеницу, вели важные для ученых наблюдения, а затем передали ростки участникам научно-технологической проектной программы «Большие вызовы». 

Конкурс «Большие вызовы» стал международным 

Читать

«Дошкольники получили уникальный шанс увидеть, как растет пшеница: вот из зернышка проклюнулся росточек, вот стебель начал формироваться... Дети не только наблюдали за развитием растений, но и учились ухаживать за ними. Разобрались, к примеру, какие могут быть сорняки, убирали их. Измеряли длину стебля, заносили данные исследований в дневник наблюдений. Ребятам нравилось сравнивать значения с предыдущими: «Ой, на прошлой неделе росток был три сантиметра, а сейчас уже семь!». Мы тут же подключали элементы математики: считали, на сколько сантиметров растение выросло», — рассказывает Ольга Шабунина.

В этом году дети, участвующие в направлении «Агропромышленные и биотехнологии» научно-технологической программы «Большие вызовы», анализируют генетическое разнообразие азотфиксирующих микроорганизмов почв Краснодарского края и федеральной территории «Сириус». С помощью эксперимента в «Сириусе» создадут эффективные экологичные удобрения на основе почвенных микроорганизмов. 

«Ребята из детского сада помогали нам в подготовительной работе, и мы дистанционно имели возможность наблюдать за ростом растений. Взаимодействие дошкольников, школьников и научных сотрудников является частью большой экосистемы выявления талантов. Вместе с научным руководителем профиля Агропромышленные и биотехнологии, директором Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Вавилова Еленой Константиновой Хлесткиной мы с удовольствием наблюдаем, как поколения нынешних и будущих ученых образуют самовоспроизводящуюся систему. С нетерпением ждем через несколько лет новых участников Больших вызовов», — отметил кандидат биологических наук, научный сотрудник ИХБФМ СО РАН, методист профиля «Агропромышленные и биотехнологии» программы «Большие вызовы» Сергей Седых.

Дети знали, что участвуют во взрослом научном эксперименте, что в июле начнутся «Большие вызовы» и приедут школьники — выкапывать растения пшеницы и брать почву для исследований. Но за два месяца малыши по-настоящему привязались к своему делу. Заметив у экспериментальных грядок незнакомых ребят постарше да еще и с лопатами, разревелись чуть ли не хором.

«Да! А мы что будем изучать? Землю, что ли?! Мы же эксперимент делаем!» — весомо заключила семилетняя Лида Ибрагимова.

«Мы познакомили ребят со школьниками, объяснили еще раз, зачем и почему выкапываем пшеницу. Совместно с научными руководителями проектной смены решили, что почти половину образцов оставим нашим юным исследователям для выращивания до полного созревания. Ребята сразу успокоились и включились в общую работу», — рассказывает Ольга Шабунина.

Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

В выходные делегация детского сада «Сириус» побывала на полигонах Парка науки и искусства и приобщилась к настоящему научному исследованию. 

Дети рассказали ученым и участникам направления «Агропромышленные и биотехнологии» о своем эксперименте, помогли исследовать грунт на механический состав, взвесили высушенные образцы растений, выращенных у детского сада, и заглянули в микроскопы, при помощи которых школьники изучают бактерии в почве у корней пшеницы. 

Экскурсия по биологическому полигону произвела на ребят очень сильное впечатление. Маленькие исследователи впервые заглянули в мир настоящей взрослой науки и почувствовали свою сопричастность к будущим большим открытиям. 

«Очень интересным получился опыт привлечения школьников в качестве наставников. Когда малыши приехали к нам в гости, школьники с удовольствием рассказали о своих исследованиях, показали, как выглядят бактерии под микроскопом, терпеливо отвечали на все вопросы маленьких исследователей. Это важно — уметь рассказывать о своих экспериментах простым, доступным языком, учиться передавать знания», — пояснила кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ИПА СО РАН, руководитель проекта направления «Агропромышленные и биотехнологии» Наталья Смирнова.

Преемственность в «Сириусе» стоит во главе угла. Детсадовцы два месяца занимались первыми серьезными исследованиями в своей жизни. Затем передали растения школьникам, участникам программы «Большие вызовы», и заглянули в мир передовой взрослой науки. Школьники же дальше сообщат о результатах своих исследований ученым, которые смогут создать эффективные и безопасные удобрения на основе бактериальной закваски для разных культур, почв и климатических условий. Проект является частью «Атласа почвенных микроорганизмов России» — партнера НТУ «Сириус». В сентябре в работу включатся и учащиеся Президентского лицея «Сириус». 

Фото: © Юрий Славин / Пресс-служба «Сириуса»

«Проект позволил детям познакомиться с профессией растениевода и побыть учеными. Самое главное, что ребята участвовали в научном эксперименте. Детям доступно и подробно рассказывали про каждый из этапов. Дочка, когда забирали ее из детского сада, обязательно вела нас к пшенице — показать, что изменилось», — благодарит мама Лиды Ольга Ибрагимова.

Сегодня маленькие исследователи естественнонаучной лаборатории детского сада «Сириус», как обычно, продолжат свой эксперимент: польют пшеницу, оставленную им для дальнейшего изучения, уберут сорняки, измерят длину стеблей, посчитают колоски и занесут свежие данные в дневники наблюдений.

«Зрелые колоски мы обязательно изучим! Из зернышек сделаем муку и угостим весь детский сад булочками. И не так важно, что муки мы получим, может, горсти три, а булочек испечем сто штук. Маленькое зернышко детского урожая будет в каждой», — с улыбкой говорит Ольга Шабунина.

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Как прошел финал ВсОШ по физике 2024 года в «Сириусе» #Сириус #ВсОШ 28 марта 2024 14:03
2
Как в «Сириусе» переиздали первую Красную книгу России #Сириус #книги #растения 02 апреля 2024 06:05
3
Топ-10 вакансий в «Сириусе» в апреле #Сириус #работа 31 марта 2024 11:30