Человек с книгой: как читать по науке?

3 минуты на чтение
|
© Miljan Zivkovic / Shutterstock
|
Один из основных навыков, который необходим для развития современного человека, — чтение. Мы начинаем читать со слогов, а заканчиваем усвоением сложных научных исследований. Чтобы последнее давалось проще и быстрее, можно развивать собственные навыки чтения. Об этом рассказала младший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус» Анастасия Стрельцова.
С точки зрения науки
Если понимать под чтением непосредственно способность идентифицировать и воспроизводить графически представленные сочетания знаков, то данный навык, по сути, сводится к декодированию. Однако само по себе декодирование не позволяет говорить о качественном чтении. Чтение же — средство для достижения понимания смыслов, которые заложены в тексте.
С научной точки зрения существует несколько моделей чтения. Исследовательская группа Научного центра когнитивных исследований НТУ «Сириус» в рамках проекта «Грамотность как основа экономики знаний: нейронаучный подход» ориентируется на «простую модель чтения». Согласно этой концепции эффективность чтения определяется степенью развитости двух компонентов: декодирования и собственно понимания прочитанного, то есть способности интерпретировать связный дискурс.
Предрасположенность

Чтение — пример эволюционирующих высших психических функций человека. Несмотря на большое количество литературы про мозговую активность при чтении и про роль генетической составляющей, пока не удалось достоверно выявить все процессы, которые активизируются при освоении этого навыка.
Если позволить себе обобщение, можно сказать, что навык чтения осваивается в рамках функционирования иерархической структуры «геном — головной мозг — когнитивные функции». При этом на развитие навыка существенно влияют взаимоотношения в семье и в школе. Определенная предрасположенность к навыку чтения может быть обнаружена в первом элементе иерархической структуры, то есть на уровне генов. Остальное скорее приобретается в процессе социализации.
Развитие навыка
Сам навык чтения, как правило, начинает развиваться в процессе эксплицитного обучения. При этом не стоит говорить об эффективности, если есть нарушения в регуляции когнитивных процессов и репрезентаций. Непосредственно становление навыков происходит в контексте педагогического влияния, то есть в ходе целенаправленного обучения. Формирование когнитивных репрезентаций, в свою очередь, происходит имплицитно. Другими словами, при общении с семьей и близкими друзьями дети усваивают статистические закономерности родного языка. Если же говорить об этапах становления навыка, можно выделить три этапа:
— аналитический — период освоения единиц низкого уровня;
— синтетический — период освоения принципов связей между словами на фонетическом и синтаксическом уровнях;
— этап автоматизма — на этом уровне техническая составляющая чтения освоена настолько хорошо, что не осознается человеком как дополнительная задача. Автоматизм позволяет в полной мере концентрироваться на сути текста.
Возраст развития определенного этапа может быть разным. Все зависит от когнитивных особенностей, процесса обучения и социализации конкретного человека.
Правильный подход
Характер чтения во многом определяется стратегиями, которые осознанно или нет применяет человек в процессе чтения. Использование той или иной отличает уверенного читателя от человека, у которого с этим трудности. Первый легко обращается к фоновым знаниям и при необходимости может встроить данный текст в широкий культурный контекст. К другим отличительным чертам грамотного чтения относятся:
— четкое понимание структуры текста;
— владение метакогнитивными навыками;
— способность выбирать стратегию чтения в зависимости от цели чтения;
— способность извлекать смысл незнакомых слов, а также трудных для понимания фрагментов из более широкого контекста;
— способность обобщать прочитанное;
— способность выделять ключевые идеи, представленные в тексте;
— способность делать выводы на основе прочитанного.
Для того чтобы улучшить навыки чтения, необходимо улучшать те аспекты, которые даются сложнее. Это можно делать как самостоятельно — в процессе саморегулируемого обучения, так и при помощи педагога или специалиста по языковому развитию — в ходе интервенции. Ускорить чтение, обработку информации и способность ее запоминать можно, как и в случае со спортом, только регулярно этим занимаясь.