Эдьютейнмент: развлекая, обучай

Увлечь ребенка заданной темой или целым предметом — едва ли не главная задача педагога. Ведь неподдельный интерес к уроку помогает лучше усваивать материал. Один из способов сделать это — добавить в образовательный процесс элемент развлечения.

1. Что такое эдьютейнмент

Эдьютейнмент — результат соединения двух понятий: education (образование) и entertainment (развлечения). Последнее в английском языке означает не только чего-то веселое и радостное, но и интересное, способное удержать внимание.

Игровое обучение — это образовательный подход, который сочетает в себе ряд инструментов и практик, содержащих развлекательный элемент. Впервые понятие эдьютейнмент ввел американский мультипликатор и предприниматель Уолт Дисней в середине прошлого века: так он описал серию документальных фильмов о природе True-Life Adventures.

Концепция данного метода в том, чтобы заинтересовать учеников, даже если тема занятия сложная и не вызывает интереса. Образование должно приносить удовольствие, тогда оно будет проходить быстрее и эффективнее.

2. Какие инструменты используются в подходе?

Важный инструмент для эдьютейнмент-концепции — элемент игры. Он подразумевает, что материал подается в легкой развлекательной форме, сохраняя обучающую составляющую.

Пример такого контента — приложения для изучения иностранных языков, в которых пользователи через игру, систему вознаграждения и соревновательность мотивированы продолжать обучение. Педагог в данном случае выступает в большей степени поддерживающей стороной, чем авторитетом. 

Еще можно вспомнить образовательные мультфильмы: «Дашу путешественницу» или «Улицу Сезам». И там, и там дети в игровой форме получают новые знания, учатся языкам и счету. Даже классический опыт на уроке химии «вулкан» — это эдьютейнмент. 

Для подхода важно, чтобы человек был не пассивным слушателем, а самостоятельным участником процесса, который пропускает через себя развлекательный элемент программы. Это могут быть игры по ролям, дебаты, соревнования, интерактивные занятия. В некоторых случаях помогает вызвать интерес к теме занятия и не пропустить важные нюансы система баллов и рейтингов. 

3. Эдьютейнмент только для детей?

Towfiqu barbhuiya / Unsplash

Как мы писали выше, основная задача подхода — заинтересовать и вовлечь в процесс обучения. Да, это хорошо работает с детьми, которым сложно фокусироваться на слишком сложных или монотонных задачах: исследование НИУ ВШЭ показало, что большинство эдьютейнмент-программ ориентировано на детей 7–11 лет, хотя многие расширяют аудиторию до 5-16 лет. 

Но и взрослые проявляют интерес к элементу игры в образовании. Многие обучающие курсы используют геймификацию, чтобы программу было интереснее усваивать.

При этом надо понимать, что эдьютейнмент не решает вопрос мотивации к обучению: нужен стартовый толчок, чтобы заработал подход, который уже сможет и заинтересовать, и увлечь. Это особенно важно в век информационных технологий.

4. За что критикуют подход

Эдьютейнмент, несмотря на все его преимущества, ни в коей мере не является полноценной заменой традиционному образованию. Эксперты не рекомендуют впадать в крайности: форматы обучения должны чередоваться, не стоит отказываться от привычных форм обучения в пользу только игровых техник.

При этом, согласно исследованию Global Game-Based Learning Market Research Report 2022–2026, мировой рынок игровых продуктов для обучения будет расти в среднем на 21,9 % в год и к 2026 году достигнет 29,7 млрд долларов (в 2021 его объем составил 11 млрд долларов). На его актуальность повлияли и пандемия, и повсеместная цифровизация. Учитывая, что в среднем человек проверяет смартфон 1,5 тыс. раз в неделю, у образовательных приложений большой потенциал.  

5. Зачем нужен эдьютейнмент сегодня

Исследователи приводят неутешительные данные — устойчивость нашего внимания (т. е. способность сохранять сосредоточенность на объекте) за последние 20 лет сократилась с 12 до 8 секунд. Это меньше, чем у золотой рыбки, которая может концентрироваться на задаче 9 секунд. 

Процесс обучения не является исключением: в эпоху  распространения гаджетов старые методы вовлечения в учебу теряют свою эффективность. Разнообразить процесс могут помочь развивающиеся AR- и VR-технологии, хотя, разумеется, одними только гаджетами эдьютейнмент-практики не ограничиваются. 

В любом случае, во всех видах деятельности важен баланс. Грамотное интегрирование эдьютейнмент-подхода в обучение может помочь погрузиться в процесс и лучше усваивать информацию. Важно не останавливаться просто на на привитии интереса— задачи должны работать на повышение интеллекта.  

Оцените статью
Поделись знанием

Рекомендуем

1
Отказ от Болонской системы: что это значит для российского образования? #образование #вуз 03 августа 2022 11:14