Отказ от Болонской системы: что это значит для российского образования?

В России в ближайшее время планируют провести реформу высшего образования, отказавшись от так называемой Болонской двухуровневой системы — с бакалавриатом и магистратурой. Депутаты Госдумы уже даже разработали законопроект о возвращении к специалитету. Мы постарались разобраться, что такое Болонская система, правда ли она ухудшает качество образования, и как отказ от нее скажется на студентах.

Что такое Болонская система?

Это система, позволяющая создать единое европейское пространство высшего образования. Она появилась после подписания в 1999 г. министрами образования 29 европейских стран (в их числе была и Россия) т. н. Болонской декларации. Система включает бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). В российских вузах эта система начала появляться с 2003 года. Ее внедрение предполагало признание дипломов российских вузов на Западе, чтобы студенты могли при желании продолжить образование за границей после бакалавриата.

Почему от нее решили отказаться?

Министр образования и науки Валерий Фальков объяснил отказ от Болонской системы тем, что «будущее российского образования за нашей собственной уникальной системой», которая должна отвечать интересам национальной экономики и обеспечивать «максимальное пространство для каждого студента».

А как учились в России до Болонской системы?

До появления Болонской системы в России студенты обучались в вузах 5–6 лет в рамках системы «специалитета». После окончания университета выпускники получали дипломы «специалистов». Такой порядок обучения существует до сих пор для отдельных специальностей, например, для врачей и инженеров.

Плюсы Болонской системы

  • Двухуровневая система высшего образования (бакалавриат и магистратура). Она позволяет студенту развить свой уровень профессиональной подготовки, а при необходимости (или желании) — даже полностью поменять направление учебы. Например, окончить бакалавриат по одной специальности, а в магистратуре получить образование по другой.
  • Мобильность. Начав обучение в одной стране, студент может перевестись в вуз другой и уже там получить диплом соответствующего университета. Кроме того, такая система позволяет передвигаться по странам в поисках работы.

Минусы Болонской системы

  • Сокращение времени обучения в университете. После бакалавриата студенты зачастую не задумываются о продолжении учебы, хотя на данном этапе они получили только базовые знания. Из-за этого страдает качество подготовки будущих специалистов, а полученного образования может не хватить на практике.
  • Самостоятельная подготовка. Из-за сокращения учебных часов увеличивается время для самостоятельной работы, но не все студенты умеют использовать эту возможность правильно — чувство ложной свободы стимулирует откладывать всё на потом. Результат предсказать нетрудно.
  • Большинство экзаменов проходит в форме тестов, и результат не всегда отражает реальный уровень подготовки студента, так как многие ответы можно просто зазубрить.
Оцените статью
Поделись знанием