Что такое историко-бытовые танцы и где их посмотреть

К историко-бытовым относятся танцы, исполняемые в быту в прошлые века. Они являются одной из профилирующих дисциплин, входящих в давно налаженную систему профессиональной хореографической подготовки артистов балета в России.
Историко-бытовой танец в своей основе имеет народные корни. На протяжении веков народные танцы, попадая в другие слои общества, видоизменялись и приспосабливались под этикет этих слоёв. Они становились светскими бальными танцами, на основе которых и создавались первые придворные, а затем и сценические балеты. Поэтому историко-бытовой танец стал своеобразным мостиком между народным и сценическим танцем.

Бальные танцы всегда присутствовали в системе обучения профессиональных артистов балета, но они не объединялись в отдельную дисциплину, потому что в те времена эти танцы ещё не были историческими. Известно, что с открытия Академии танца в Париже в 1661 году обучение детей в балетных классах начинали с менуэта и гавота, которые приучали к изысканным манерам, мягкости, элегантности, умению держать осанку и танцевать в паре.
Об этом и не только мы поговорили с заслуженным работником культуры РФ и доцентом Московской государственной академии хореографии Марией Северцевой.
— Мария Олеговна, какие историко-бытовые танцы и стили бывают?

— Танцевальное искусство отражает исторические и социальные особенности конкретного времени. В хореографии танцы разделяют по стилям — на те, что относятся к Средневековью, Возрождению (массовые бас-дансы — низкие, беспрыжковые променадные танцы-шествия, которые исполняли в Испании, Италии, Франции Бургундии, Германии), барокко (роскошь, пышность, блеск, напыщенность, богатство отделки), рококо (в основном придворное искусство, где в танцах присутствовали лёгкость, грациозность и изысканность), XIX веку (массовые танцы), Новейшему времени.
Стиль — это характеристика определённого периода в культуре, различных художественных направлений, объединённых общими средствами художественной выразительности и творческими приёмами. Применительно к историко-бытовым танцам можно говорить об общем композиционном построении, часто встречающихся движениях, позировках, поклонах, движениях рук, правилах этикета и покрое одежды. К примеру, наряды ограничивали наклоны корпуса (из-за корсетов), резкие повороты головы (из-за высоких париков и гофрированных воротников), прыжки и подскоки (из-за длинных тяжёлых платьев и шлейфов). Историко-бытовой танец — это история костюма, музыки, традиций и образа жизни аристократического и других слоёв общества.
- Средневековье: бранль, бурре.
- Возрождение (XVI век): павана, вольта, гальярда.
- Барокко: менуэт, полонез, сарабанда, куранта.
- XVIII век: скорый менуэт, гавот, контрданс.
- XIX век — время массовых бальных танцев: вальс, мазурка, полька, кадриль и экосез (танцы из группы контрдансов). На придворных балах разрешалось танцевать только полонез, вальс и кадриль.
- XX век: на смену бальным (балов больше нет) приходят социальные танцы: фокстрот, танго, степ и танцы латиноамериканской группы.
— Есть ли что-то общее между танцами в разных странах?
— В странах Европы на балах были одни и те же танцы. Но в зависимости от культурных особенностей и национальных темпераментов отличалась манера их исполнения: например, французская павана была вальяжной, размеренной и плавной, а итальянская — более подвижной, в ней встречались даже беговые шаги.
— Как удалось сохранить старинные придворные танцы?
Аристократическое общество всегда записывало свои танцы. Первые танцевальные трактаты появились в Италии в XV веке. В основном в них указаны количество шагов, направления движений и повороты. Но больше упоминаются правила приличного поведения, чем танцы. При этом ничего не сообщается о методике преподавания. Каждый учитель делал это так, как считал правильным, исходя из собственных способностей и возможностей. Впрочем, у Фабрицио Карозо есть подробное описание мужских трюковых прыжков гальярды.
— А какими танцами может похвастаться наша страна?
— Теми, что поставили русские танцовщики на рубеже XIX–XX веков. Лучшие из них до сих пор изучаются в первых трёх балетных классах хореографического училища. Это парные танцы на основе гавота, менуэта, вальса и мазурки: падеграс, конькобежцы, па зефир, миньон, падекатр, шакон, па-де-труа, вальс-гавот. А также бальные танцы на основе русских народных танцев: полянка (С. Чудинов), каблучки, сударушка (Л. Тарасов), краковяк (П. Гавликовский), падеспань (А. Царман).
— Где сейчас можно увидеть историко-бытовой танец?
— В первую очередь в музыкальных театрах. Я бы выделила «Танец с подушками» в «Ромео и Джульетте» Михаила Лавровского, сарабанду и гавот в «Пламени Парижа» и гросфатер в «Щелкунчике» Василия Вайнонена, экосез в «Евгении Онегине» Александра Горского, романеску в «Раймонде», а также «Сцену охоты» в «Спящей красавице» в постановке Мариуса Петипа.
Конечно, они фигурируют и в кино. В первой серии фильма «Графиня де Монсоро» режиссёра Владимира Попкова на балу у короля придворные исполняют бас-данс и вольту, популярную в XVI веке. Ещё в замечательном музыкальном фильме «31 июня» режиссёра Леонида Квинихидзе поставлены танцы в стиле Средних веков.
— А каким правилам нужно следовать при постановке историко-бытового танца?
— Хороший хореограф должен разбираться не только во всех пяти видах сценического танца, но и безошибочно определять эпоху возникновения и расцвета каждого, знать, в каких слоях общества он исполнялся, уметь установить его связь и зависимость от быта. А также знать правила построения композиций в разных веках, исполнения движений, уровня рук в паре и многое другое. Сегодня балетмейстеры нередко используют старинную музыку и танцевальные движения, но, к сожалению, формально относятся к нашему предмету.

При этом не обязательно транслировать танец с абсолютной точностью во всех деталях. В хореографических училищах учат передавать свойственные ему характер и стиль. Своих подопечных я учу определять содержание танца, способы его стилевого решения и передавать сюжет, развивая свои актёрские данные. Например, павана, бранль, аллеманда — чуть ли не самые простые с технической точки зрения танцы, но наиболее трудные для артистического исполнения. Вот почему важно воспитывать настоящих актёров, а не просто танцовщиков.
— Зачем сегодня нужны исторические танцы и интересны ли они массовому зрителю?
— Историко-бытовой танец за семь веков впитал в себя такое огромное количество информации, что стал богатейшим источником вдохновения для нынешних поколений. В бытовой хореографии прошлого, как писал художественный руководитель Ленинградского хореографического училища Николай Ивановский, отражены вкусы различных социальных слоёв и классов — от королевской семьи и придворной среды до сравнительно демократических групп городского населения. Нельзя создавать новые танцы, не ознакомившись с вековым опытом и художественными правилами бытовой хореографии.
Что касается интереса, то он определённо есть. Людей привлекают красивые костюмы и атмосфера прошлых веков. Сегодня проводится много разнообразных балов, где исполняются танцы XIX века. Это возможность познакомиться с этикетом того времени. Важно, чтобы такие танцы были доступны не только в письменных записях и переводах, но и для просмотра. Например, мы выкладываем видео историко-бытовых танцев в исполнении учащихся Московской государственной академии хореографии на свой канал в Rutube.
Историко-бытовой танец должен жить