Кто слушает классику и почему она не теряет популярности
6 минут на чтение
|
Прослушивание классической музыки облегчает симптомы депрессии, снижает тревожность, улучшает сон и повышает иммунитет
Фото: © Алёна Енченко / пресс-служба Сириуса
|
Почему музыка Бетховена и Чайковского живее всех живых, зачем популяризировать сочинения, написанные пару веков назад, и как выглядит современный российский ценитель классики? Эти и другие вопросы обсудили с музыкальным критиком Артемом Варгафтиком.
Какую классическую музыку слушают в мире
В последние несколько лет за рубежом начали бойкотировать русскую культуру. Причем речь не только о концертах отечественных музыкантов, но и признанных произведениях, давно ставших культовыми. Хотя в свое время наших исполнителей не только регулярно приглашали выступать на главных мировых сценах вроде Ла Скалы или Карнеги-холла, но и звали работать с зарубежными оркестрами. Например, Валерий Гергиев на протяжении семи лет руководил Мюнхенским филармоническим оркестром (с 2015 по 2022 год). Теперь во многих странах русская академическая музыка ассоциируется с чем-то враждебным. Хотя многие зарубежные организации, например Ассоциация британских оркестров, отказались от предвзятого отношения и продолжают исполнять произведения отечественных композиторов.
Несмотря на политические игры, отмена русской культуры не состоялась. Об этом говорит статистика. Авторитетное профильное издание Bachtrack ежегодно собирает данные по концертам академической музыки по всему миру, и в 2023 году в его списке самых популярных композиторов, чьи произведения исполняются чаще других, оказались и Чайковский, и Стравинский, и Рахманинов (в прошлом году отмечали его 150-летний юбилей). То же самое в балете — там уже не первый год в тройке лидеров произведения Чайковского: «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».
Самые исполняемые классические произведения 2023 года (по версии Bachtrack)
- Рахманинов. «Симфонические танцы»
- Рахманинов. Фортепианный концерт № 3
- Дворжак. Симфония № 9
- Рахманинов. Фортепианный концерт № 2
- Бетховен. Симфония № 7
- Бетховен. Симфония № 5
- Брамс. Симфония № 4
- Бетховен. Симфония № 3
- Чайковский. Симфония № 6
- Стравинский. «Весна священная»
Какие люди слушают классику в России
В 2024 году специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения расспросили соотечественников об их музыкальных предпочтениях. В рейтинге самых популярных направлений классика заняла третье место — ее упомянул каждый шестой респондент. Академическую музыку слушают представители всех возрастов, не считая зумеров. Возглавил список рок, который слушает каждый четвертый в нашей стране (24 % опрошенных), а на втором месте оказался конкретный отечественный исполнитель — Ярослав Дронов, или SHAMAN, — у него 19 %.
Об интересе к классике говорит и посещаемость театров. Как обычно, перед Новым годом разгорелся ажиотаж вокруг балета «Щелкунчик» в Большом. Билеты на него начинают продавать примерно за месяц, и это недешевое удовольствие. Причем часто, чтоб купить их, приходится стоять в очереди. В прошлом году в ней началась давка — пострадали люди. Поэтому в 2024-м театр принял решение продавать билеты онлайн. Их раскупили за считаные минуты после начала продаж, а для тех, кто не успел и готов раскошелиться, провели аукцион на лучшие места. В итоге самая высокая цена за четыре билета составила 1,2 миллиона рублей при начальной ставке 200 тысяч.
Зачем сегодня популяризировать классическую музыку?
Хотя, конечно, не стоит делать вывод о любви к большому искусству лишь по одному «Щелкунчику». Понятно, что это знаковое событие, посещение которого для многих скорее имеет имиджевое значение, нежели культурное. Элитарное искусство в первую очередь интересно тем, кому за 40, а молодежь привлекают другие направления. Об этом говорит доктор культурологии и профессор МГУ Александр Ушкарев в своем исследовании «Диссонансы музыкальной аудитории или уходящая натура». Ученый опросил посетителей концертов классической музыки, чтобы составить портрет современного слушателя. Оказалось, что средний возраст публики — 48 лет, а ядро — пенсионеры. Это говорит о явном старении аудитории. Значит, со временем она, возможно, сократится до минимума. Ученый считает, что это может произойти примерно через 10 лет.
«Для сегодняшних молодых поколений преобладание в искусстве развлекательного над просветительским, инновационного над традиционным, массового над элитарным часто становится определяющим фактором культурного выбора», — пишет Ушкарев. А академическая музыка консервативна. Недаром в ней так ценят исполнение сочинений на аутентичных инструментах и в манере, воссоздающей дух эпохи.
Реклама с классической музыкой
Классическая музыка уже давно проникла в массовую культуру. Например, создатели рекламы часто используют фрагменты популярных классических произведений. Вспомните новогодний ролик M&M's «Они настоящие!», выпущенный в 2007 году. Там звучит «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик». И таких примеров множество.
Впрочем, Александр Ушкарев уверен, что потребность в серьезном, интеллектуальном искусстве никуда не денется, даже если интерес к нему сократится. С этой мыслью согласен и Артем Варгафтик.
«Про современного слушателя обычно говорят, что он избалован. В его распоряжении слишком много информации, и ему тяжело делать выбор, поэтому он находит музыку случайно, по наитию. Исполнители классики могут лишь попытаться его заинтересовать. Если сегодня существуют люди, которые хотят слушать академическую музыку, мы не можем лишать их этого удовольствия — именно на них держится все ее наследие. Если же большая часть населения глуха и равнодушна к этому направлению, то от этого оно не погибнет. Просто классика сама выберет лучших и дойдет до тех, кто готов откликнуться и сделать ее частью своей жизни и круга интересов. Для меня это самое лучшее и самое важное, что создала культура человечества», — говорит критик.
Классика пережила свое время и нас переживет
Артем Варгафтик
Фестивали классической музыки
Фестивали занимают центральное место в мире классической музыки — именно там рождается прочный контакт между артистами и слушателями. В России среди самых важных можно выделить следующие:
- фестиваль «Лето. Музыка. Музей»;
- фестиваль классической музыки «Кантата»;
- Новогодний музыкальный фестиваль «Сириус»;
- Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета;
- Санкт-Петербургский фестиваль «Опера — всем».
В Сириусе Новогодний музыкальный фестиваль проводят уже несколько лет, и там регулярно удивляют публику чем-то необычным. В 2024-м это будет редкое сочинение Леонарда Бернстайна.
«„Серенада для скрипки, струнных и ударных“ написана по свитку Платона „Симпозиум“. Она представляет собой несколько портретов античных философов, и каждая часть серенады — один из них, причем написанный средством музыки XX века. Хотя Бернстайн не пытается делать вид, что именно так звучала музыка Древней Греции. Это именно современное прочтение философских трудов Античности. Очень редкая вещь, и Павел Милюков ее хорошо играет», — объясняет Артем Варгафтик.
Скрипач исполнит серенаду вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Коллектив сыграет и другие произведения Леонарда Бернстайна: фрагменты из мюзикла «Вестсайдская история» и оперетты «Кандид». Концерт, ведущим которого станет Артем Варгафтик, пройдет в Большом зале Университета «Сириус» 24 декабря. А уже следующий Новогодний фестиваль — в 2025 году — примет новая уникальная сцена.
Сейчас на федеральной территории строят концертный центр, где будет первый в России зал, оборудованный стационарным устройством для идеальной акустики. За распространение звука в этом помещении отвечал знаменитый специалист Ясухиса Тоёта, который работал над акустикой многих известных площадок мира. Стационарная оркестровая раковина — это инженерная конструкция из цельного металлического каркаса и акустических панелей, которая похожа на морскую ракушку. В российских концертных залах их обычно делают сборно-разборными. Благодаря такой особенности в главном концертном зале Сириуса будет максимально насыщенное и чистое звучание.
«Там слушатель узнает, что такое эталонный звук, над которым музыканты работают десятилетиями. В настоящей акустике все будет происходить само собой — музыка окажется в естественной среде и почувствует себя дома. Тогда наступит новый виток в истории фестивалей на федеральной территории, а классическая культура окончательно станет частью этого места», — уверен Артем Варгафтик.