Как глобальное потепление влияет на озеленение российских субтропиков
В условиях меняющегося климата перед городскими озеленителями встает вопрос: как сохранить то, что уже растет, и что высаживать дальше? Расскажем, как к этому вопросу подходят в Сириусе.
Причерноморье Кавказа всегда привлекало жителей нашей страны своей пышной экзотической растительностью. Но не все знают, что его символы — пальмы, магнолии, олеандры, агавы — еще 200 лет назад здесь не росли. Как и большинство видов, создающих субтропический образ этих мест, они привозные. О том, что здесь росло раньше и что хорошо растет теперь, мы поговорили с Кристиной Клемешовой — заместителем директора организации «Парки ФТ», которая занимается благоустройством Сириуса. Узнали у нее о новой стратегии городского озеленения и о том, как климатические вызовы обернуть в свою пользу.
— Кристина, как глобальные изменения климата влияют на конкретную территорию — в нашем случае на Сириус?
Все циклично, в истории развития Земли и раньше были такие периоды. В наших лесах сохранились рефугиумы с видами, которые росли до третичного оледенения. После похолодания всегда приходит потепление. Я отношусь к этому спокойно. У эволюции свои задумки и процессы, которые не происходят просто так: это часть нового витка развития. С одной стороны, сейчас растения, предпочитающие более прохладный климат, отступают, уходят из озеленения некоторые виды, которые здесь и так росли на пределе возможностей, а сейчас им вообще жарко. Например, лиственницы, единично встречающиеся в наших парках, горная сосна, некоторые виды ели, кипарис нутканский.
Глобальное потепление повторяется? Как менялась температура Земли
ЧитатьС другой стороны, повышение температуры позволяет высаживать более теплолюбивые растения. Сейчас можно заглядываться на флору Новой Зеландии, которая считается одной из самых экзотических для нашего региона, присмотреться к Латинской Америке. При этом не стоит забывать и про минусовые значения, когда нужно укрывать на зиму теплолюбивые растения. Например, в 2019 году температура в Имеретинской низменности опустилась до –7 °C — это наиболее часто повторяющийся абсолютный минимум, на который мы ориентируемся при выборе растений. Для агавы и дазилириона он критический. Температура — это главный ограничивающий фактор при интродукции. В Сириусе абсолютно устойчивыми растениями считаются те, которые выдерживают –15 °C, а высадка остальных видов связана с рисками. За последние 10 лет среднегодовая температура в Сириусе выросла на один градус. С +14,2 °C она поднялась почти до +15,2 °C.
Кто такая Кристина Клемешова
Кристина Клемешова — кандидат сельскохозяйственных наук, соавтор более 80 научных статей. Регулярно участвует в международных научно-практических конференциях и семинарах.
Окончила Сочинский государственный университет по специальности «инженер садово-паркового и ландшафтного строительства». В 2004 году начала работать во ВНИИ цветоводства и субтропических культур Россельхозакадемии (ныне Субтропический научный центр РАН), где прошла путь от лаборанта-исследователя до заведующего отделом. Курировала такие объекты, как гостиничный комплекс «Альфа Сириус», Природный орнитологический парк в Имеретинской низменности, озелененные территории «Сочи Парк Отеля» и Международного аэропорта Сочи имени В. И. Севастьянова. С мая 2023 года заместитель директора — руководитель службы по управлению проектами МБУ «Парки ФТ».
— На Черноморском побережье Кавказа много завезенных растений, так называемых интродуцентов. Какие с ними связаны риски при озеленении?
Всего два века назад Имеретинская низменность, где сегодня находится Сириус, представляла собой колхидские низины и болота, заросшие папоротниками и преимущественно травянистыми видами растений. Тучами плодился комар анофелес, укус которого вызывал лихорадку с высоким риском смертности от малярии. Поэтому в те далекие времена в народе эти места называли гиблыми. Когда побережье заселялось, первые землевладельцы начали массово высаживать в садах культурные растения из ближайших районов — Никитского ботанического сада в Ялте, имения принца Ольденбургского в Гаграх, садового заведения «Синоп» в Сухуме. Знатные горожане привозили посадочный материал из Южной Европы, Германии и даже Японии. Долгое время на юге России не было холодных зим, и когда через два десятилетия температура воздуха опустилась до абсолютного для региона минимума (–13,4 °C), многие растения погибли. Только в конце XIX столетия открылась Сочинская сельскохозяйственная и садовая опытная станция, которая стала изучать в том числе и декоративные интродуценты.
Но фундаментальной научной работой по актуализации и натурализации растений занялись только в советское время. Тогда, в 1930-е годы, выяснилось, что у нас уникальные влажные субтропики: здесь не так сухо, как в Крыму, при этом не настолько жарко, как в Грузии. С точки зрения происхождения видов выделяют аборигенную флору, исторически здесь растущую, и интродуценты, искусственно введенные в среду. Конечно, есть «мигранты», которые «натурализовались» и стали вредоносными, инвазивными для этой территории. Это адвентивные виды, которые вытесняют местных из естественных экосистем. Например, айлант высочайший — регулируемый некарантинный вредный организм. Это сорное растение нужно строго ограничивать: расселяясь по лесам, оно вытесняет из природных экосистем краснокнижную лапину крылоподобную. Другой адвентивный вид — пуэрария лопастная. Это зеленая лиана, которая разрастается и покрывает растения. В отсутствие естественных вредителей она заселила почти все прибрежные склоны. Ее завезли для их укрепления, но с этой задачей она не справилась в силу своих биологических особенностей. А трахикарпус Форчуна, или китайская веерная пальма, расселилась и занимает нишу естественного подлеска. И таких примеров много.
— Со ввезенными растениями сюда могут попасть и незваные гости — насекомые-вредители. Как этого не допустить?
Да, это большая проблема. В свое время была нарушена система карантинных питомников. Это закрытые территории, где привезенные растения изучали буквально под микроскопом. Затем они проходили тщательную обработку, и уже чистыми их запускали в озеленение. Сейчас единственная стоп-линия — это фитосанитарный контроль на границе. Иногда везет, вредителя обнаруживают и запрещают ввоз. Но насекомое в виде личинки на стадии яйца может проскочить.
Начиная с 2011 года, когда начался массовый ввоз растений для озеленения олимпийских объектов, в регионе появилось три десятка новых видов вредителей, не считая фитопатогенных грибов. У этих насекомых разнообразная кормовая база, и они прекрасно себя чувствуют на всех растущих здесь видах. К примеру, самшитовая огневка практически уничтожила реликтовую самшитовую рощу, а восточная каштановая орехотворка поразила большинство каштанов в Сочи и ушла в лес. Клопы-кружевницы угрожают дубам.
Если деревьям некомфортно, они не могут уйти на другое место, как животные. Они умирают стоя
Сейчас остро стоит проблема с пальмами. Два вредителя — красный пальмовый долгоносик и пальмовый мотылек — съедают весь видовой состав пальм на побережье. Чтобы решать такие вопросы комплексно, нужно не только бороться с вредителями, но и восстанавливать систему карантинных питомников, налаживать производство собственных саженцев. Даже в парках очень сложно сохранить растения, потому что большинство из них находятся в природоохранной зоне (в 500 метрах от береговой линии моря и в 200 от реки), а там нельзя использовать пестициды и агрохимикаты.
«Парки ФТ» занимаются озеленением федеральной территории Сириус. Сотрудники организации пересаживают растения в более подходящие для них условия, а там, где нет грунта, выставляют кашпо с экзотами. Особое внимание уделяют цветочному оформлению — новые клумбы высаживают вдоль прогулочных маршрутов.
— По сравнению с 2014 годом Олимпийский парк существенно позеленел. Что еще будет сделано в этом направлении?
По нормам для нашей южной субтропической зоны на гектар земли положено высаживать 200 деревьев и около 3 000 кустарников. Но вся Имеретинская низменность в 2014 году была задействована в проведении Олимпиады. Площадь небольшая, на которой при этом нужно было разместить арены, поэтому места для зелени почти не осталось. После зимних Игр встал вопрос о том, как вернуть этой территории жизнь. Например, высадили эвкалиптовую аллею. Она расположена в очень важном месте — это «ворота» Сириуса для приезжающих на поезде и электричке. Как правило, дальше туристы идут на Медальную площадь или на набережную, поэтому наша цель — сделать как можно больше таких маршрутов по всей федеральной территории. Всего планируется открыть 11 непрерывных зеленых коридоров.
В «Сириусе» будет самый большой субтропический парк в России
ЧитатьНо сперва нужно провести комплексное изучение растений, климата, почвенных условий, рельефа. На основе ландшафтного анализа территории будет сформирован дальнейший план по размещению объектов озеленения. Я считаю, в этом деле спешить не надо, лучше сделать один раз хорошо, чем потом думать, почему это дерево здесь не растет и поставленная задача не решается.
На первой федеральной территории создадут современную геоботаническую карту местной растительности. Исследователи из Научно-технологического университета «Сириус» оценят то, как повлияли на исторически сложившиеся сообщества живых организмов изменения климата, деятельность человека, в том числе олимпийская стройка, а также завезенные сюда инвазивные растения. Ученые изучат геном растений и почвенных микроорганизмов по методу ДНК-штрихкодирования, который основан на анализе последовательностей отдельных участков дезоксирибонуклеиновой кислоты. Благодаря ему можно узнать происхождение каждого представителя флоры, даже если он изменился под влиянием окружающей среды или был подвержен гибридизации (возник в результате скрещивания разных видов). Итогом этой масштабной работы станет создание списка растений, адаптированных к местным условиям и перспективных для озеленения федеральной территории.