Книга недели: наука о старении сегодня
Как ученые исследуют процессы старения и ищут способы продлить жизнь? Что им уже удалось выяснить и чего добиться? На эти вопросы в своей книге отвечает Петр Федичев — биофизик и основатель биотехкомпании по поиску биомаркеров старения Gero.
Взломать старение. Почему теперь мы сможем жить дольше
Петр Федичев
«Научно-технический прогресс рационализировал смерть, и теперь старуха с косой более не приходит когда заблагорассудится в полном соответствии с неисповедимым божественным промыслом. Как и положено в просвещенные времена, смерть подчинена точным математическим законам. Оказалось, что шанс человека скончаться по любой причине — от тяжелой болезни или дорожно-транспортного происшествия — удваивается каждые восемь лет начиная примерно с 40 лет. Эта закономерность открыта в 1825 году Бенджамином Гомперцем — математиком, астрономом и финансистом».
«С начала прошлого века средняя продолжительность жизни практически удвоилась. В развитых странах одновременно уменьшилось и количество детей в одной семье. Примерно к началу 2030-х годов общее число граждан в возрасте свыше 60 лет впервые превзойдет число подростков до 16 лет. Это означает, что в ближайшие годы произойдет демографический переход, а возрастная структура общества перевернется в пользу пожилых. И намечающееся „серебряное цунами“ не менее драматично, чем широко обсуждаемое изменение климата».
«Популярный пример из огромной кунсткамеры таких природных курьезов — биологически бессмертные медузы Turritopsis dohrnii. Каждый такой организм начинает свою жизнь личинкой, со временем опускается на дно и превращается в колонию полипов, производящих медуз. При определенных условиях, таких как стресс или нападение, взрослая медуза может превратиться в полип, способный к воспроизводству медуз. И так (по крайней мере, в теории) до бесконечности.
Другой удивительный организм — планария, вид плоских червей с практически бесконечной способностью к регенерации. Эти животные способны отращивать любую часть своего тела и даже размножаться при необходимости без партнера простым делением: существо отбрасывает хвост, и каждая из половин тела может превратиться во взрослый организм. Планарии, использующие бесполое размножение, являются, таким образом, вдохновляющим примером биологически бессмертных созданий.
Несмотря на очевидно очень отдаленное отношение к перспективам продления жизни человека, оба приведенных примера показывают, что не только старение не является неизбежным законом природы, но и биологическое бессмертие не противоречит законам физики и может запросто возникать (и, наверное, так же легко исчезать) в природе в ходе эволюции в интересах выживания видов».
«Мы уверены, что уже в ближайшие годы появятся умные приложения и алгоритмы, работающие с электронными медицинскими картами, мобильными телефонами или браслетами и способные помогать пользователю оздоровить свой образ жизни, а соответствующим врачам — прописывать уже существующие и безопасные препараты для снижения признаков старения, рисков хронических и сезонных заболеваний и в конечном итоге продления жизни».
«Ситуация усугубляется тем, что лекарства от старения — это пока что совершенно непонятное явление природы. Никто не видел, как они работают, какие имеют побочные эффекты. Неясно, какие медицинские проблемы, кроме абстрактного увеличения продолжительности жизни людей, будут решаться. В каких случаях положительный эффект от этих доселе невиданных чудо-таблеток будет перевешивать риски. А оттого и встает вопрос, сколько же на самом деле можно будет заработать. В случае если лекарство от старости действительно существует, нерешительность фарминдустрии может сама по себе стать отличной возможностью для ведения бизнеса. На это ставят специализированные компании, такие как LifeBiosciences или Juvenscence. Каждая из них плотно взаимодействует с ключевыми учеными — исследователями старения — и уже привлекла соответственно $68,2 млн и $219,2 млн для того, чтобы инвестировать в компании, занимающиеся разработкой лекарств от старения, и сама готовится к проведению IPO — выходу на биржу.
Кто знает, может быть, через несколько лет ведущим фармкомпаниям придется покупать лидеров разработки препаратов против старения. Или наоборот: если фармкомпании будут думать слишком долго, то некоторые из них могут исчезнуть — и в индустрии появятся новые лидеры».
Петр Федичев. «Взломать старение. Почему теперь мы сможем жить дольше». М.: «Альпина Паблишер», 2023. — 356 c.