Как российские информатики выиграли 4 золота на олимпиаде IOI в Египте
В Египте прошла 36-я Международная олимпиада по информатике. На нее съехались более 350 участников из 94 стран. Все российские школьники выиграли медали высшего достоинства. Мы узнали у них, что помогло победить, какое задание было самым сложным и при чем здесь японские олимпиады. А еще выяснилось, что иностранным подросткам не чужда русская литература.
International Olympiad in Informatics (IOI) — это ежегодное интеллектуальное соревнование по информатике среди школьников. В этом году оно состоялось на северном побережье Египта в Александрии. Этот город, основанный в 331 году, как нетрудно догадаться, Александром Македонским, был одним из центров науки и культуры античного мира. Там находились знаменитый Александрийский маяк (одно из семи чудес света) и крупнейшая библиотека Античности. Сегодня это главный морской порт Египта и второй по величине город страны после Каира. Здесь регулярно проводятся крупные международные фестивали, культурные события и образовательные форумы. А в этом году впервые прошла Международная олимпиада по информатике.
Участники
IOI-2024 собрала представителей почти сотни стран, среди которых Китай, США, Израиль, Южная Корея, Япония, Иран, Россия. В каждой команде были четыре школьника, прошедшие национальный отбор. Все ребята из нашей команды не раз были на программах и сборах в Образовательном центре «Сириус».
Состав сборной России:
- Иван Пискарев, школа № 2 086 (Москва) (победитель IOI-2023);
- Дарья Грекова, школа № 57 (Москва) (абсолютная победительница ВсОШ по информатике 2024 года);
- Гимран Абдуллин, лицей-интернат № 2 (Казань) (победитель IOI-2023);
- Петр Лосев, школа № 57 (Москва) (один из победителей заключительного этапа ВсОШ по информатике 2024 года).
Российская сборная в Образовательном центре «Сириус» (слева направо): Иван Пискарев, Дарья Грекова, Гимран Абдуллин, Петр Лосев Фото: © Алена Енченко / Пресс-служба «Сириуса»Руководитель тренерского штаба: директор Высшей школы программной инженерии Московского физико-технического института Алексей Малеев. Ведущие тренеры: доцент факультета информационных технологий и программирования Национального исследовательского университета ИТМО Андрей Станкевич, преподаватель факультета компьютерных наук Высшей школы экономики Иван Сафонов. Все они — преподаватели в Образовательном центре «Сириус».
Международная олимпиада по информатике состояла из двух туров (теоретического и практического), на каждый из них отводилось по пять часов. За это время нужно было решить и запрограммировать три алгоритмические задачи.
Международная олимпиада по информатике проводится с 1989 года, впервые она состоялась в Болгарии, тогда стран-участниц было всего 13. В 2023 году на IOI сборная России также завоевала четыре золотые медали.
Задания
Одиннадцатиклассница Дарья Грекова бывала в «Сириусе» на образовательных программах и тренировочных сборах больше десяти раз. Признается, что тщательно готовилась к международному состязанию, решая задачи олимпиад прошлых лет — как IOI, так и других международных и иностранных соревнований, например японских. Пусть в характере самих задач особых различий нет, но формат проведения обычно отличается. Например, на ВсОШ предлагают четыре задачи разной сложности, на международных состязаниях — обычно три задачи. На их решение как на российском, так и на мировом уровне дают пять часов. А вот на японской олимпиаде нужно решить пять задач за четыре часа.
«Самой сложной на международной олимпиаде в Египте была задача А во второй день состязания. По ней мне удалось набрать 13 баллов, при этом у многих за нее было всего 3 балла», — рассказывает Дарья и приводит условие этой задачи.
Подпоследовательность массива — это массив, который возможно получить, удалив из исходного массива некоторые элементы с сохранением порядка элементов (возможно 0 или все, можно удалять любые позиции).
Пример: у массива [1, 2, 3] есть подпоследовательности [] и [2, 3] (есть и другие), но нет [4] или [3, 2]. Общая подпоследовательность двух массивов — массив, который является подпоследовательностью и первого массива, и второго.
Задача: дано два массива. Существует ли такая их общая подпоследовательность, что любая их общая подпоследовательность является ее подпоследовательностью, и если да, то надо ее найти
Уровень заданий и подготовки участников в этом году был чрезвычайно высоким, подчеркивает руководитель тренерского штаба российской команды Алексей Малеев.
«Безусловно, как и любое подобное событие международного уровня, олимпиада по информатике в Египте — это интеллектуальное соревнование высшего порядка. Но, в отличие от многих других предметных олимпиад, задания по информатике наиболее близко соотносятся с теми задачами, которые сейчас стоят перед ИT-инженерами в индустрии: с изучением криптографии, машинного обучения и других направлений», — подчеркнул он.
Эмоции
Как это бывает на всех олимпиадах такого уровня, кроме состязательной части, была и культурная программа. Российским школьникам запомнилась поездка в Гизу, где они побывали в Большом Египетском музее с его богатейшей экспозицией и, конечно, увидели знаменитые пирамиды.
«Общение с другими участниками — это самое сильное впечатление от поездки. И, конечно, посещение таких знаковых мест, как Александрийская библиотека и Музей Каира», — отмечает одиннадцатиклассник Петр Лосев.
Участники отмечают, что атмосфера на олимпиаде была очень комфортной и дружелюбной. С ребятами из других стран они нашли много общих тем. Говорили не только об информатике, но и о культурных особенностях разных стран. С некоторыми иностранцами даже обсудили русскую литературу.
«Когда мы общались с мексиканцами, меня удивило, что один из них любит русское кино и литературу. Раньше я не думала, что буду обсуждать книги с уроков литературы с человеком с другого континента», — делится впечатлениями Дарья Грекова.