Надо ли переучивать левшу: советы специалистов
Что делать, если ребенок начинает рисовать левой рукой и за ложку с вилкой берется ею же? Надо ли учить его делать «как все» или отпустить ситуацию? Поговорили об этом с педагогами и узнали мнение психолога.
У большинства людей одно из полушарий мозга активнее другого. В зависимости от того, какое именно, человек либо лево-, либо праворукий. При этом бывает множество разновидностей. Например, кому-то держать смартфон удобнее левой, а писать — правой.
Левши были всегда, и, что характерно, процентное соотношение их по отношению к правшам сохраняется примерно на одном уровне. Масштабное исследование с участием почти 2,4 млн человек показало, что распространенность леворукости — от 9,3 % до 18,1 % (в зависимости от строгости критерия оценки). Среднее значение — 10,6 %. Некоторые изыскания показывают, что левшей больше среди мужчин, чем среди женщин. Предполагается, что генетически это давало сильному полу преимущество в борьбе.
Как определить леворукость?
На самом деле, у человека во всех парных частях тела (ноги, уши, глаза) есть доминирующая. Хотите узнать, какая сторона у вас ведущая? Тогда выполните несколько простых упражнений:
- закиньте ногу на ногу — та, которая окажется сверху, у вас в приоритете;
- нарисуйте что-то простое (цветочек или домик) и правой рукой, и левой. Какой рисунок получается быстрее и красивее, та рука у вас и основная;
- сделайте замок из пальцев: если при переплетении пальцев сверху будет левый палец, отмечаем леворукость;
- скрестите руки на груди — у левшей сверху окажется левая;
- выпрямите руку с поднятым большим пальцем, посмотрите на него и запомните расположение. Поочередно закройте глаза: палец «переместился» в сторону — значит, вы смотрите на него не «главным» глазом.
Обучение левшей
Научно не доказано, что праворукость или леворукость как-то сказывается на интеллектуальных способностях. А значит, и нельзя говорить о том, что левшам проще или сложнее получать знания. Но, как ни крути, успех в учебе во многом определяется условиями, которые созданы для ребенка.
«Правополушарным детям не всегда комфортно в мире, который полностью устроен под левополушарных людей. Например, попробуйте один день только левой рукой открывать все дверные ручки или использовать компьютерную мышь. Поэтому особое внимание нужно уделить обустройству комфортного пространства для учебы. Например, ребенка необходимо особым образом научить держать ручку. В школе леворукий должен сидеть слева от соседа, чтобы обоим было удобно. Тетрадь должна располагается под наклоном (вправо) и сдвинута влево от центра тела», — объясняет старший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований и Психологической службы Научно-технологического университета «Сириус» Наталья Карпова.
При педагогической работе с леворукими особого внимания требует обучение письму, поскольку никто, кроме учителя, не обладает знаниями по формированию этой сложной графо-моторной функции. К сожалению, не многие преподаватели дают таким детям полноценные рекомендации по формированию навыка письма, и часто эта задача ложится на родителей.
Есть люди, которые одинаково хорошо пользуются правой и левой рукой — амбидекстры. У них оба полушария головного мозга включаются в работу равномерно.
Переучивание левшей
Раньше преобладание левой руки воспринималось как отклонение от нормы. Во многих странах, в том числе в СССР, таких людей переучивали и довольно жестокими способами. Нередки случаи, когда детей били линейкой по рукам или привязывали левую руку к телу. Позже была доказана бесперспективность и даже вредность такого подхода, который негативно влиял на психическое здоровье леворуких.
Появился даже специальный термин «декстрастресс». Так называют болезненное психофизиологическое напряжение, которое испытывает левша в среде праворуких. Наиболее ярко это проявляется при насильственном переучивании детей и запрете писать удобной им рукой. Отсюда могут возникнуть депрессия, страхи, заикание и даже эпилепсия.
«Мы не переучиваем детей, которые работают левой рукой, и не акцентируем на этом внимание. Это стереотипы из советских времен. Нужно создать ребенку комфортные условия, чтобы он не чувствовал себя неуютно, когда видит, например, что все могут отрезать полоску от листа бумаги, а он нет. У нас есть ножницы для левшей, и если детям удобнее пользоваться ими, то они берут именно их», — делится опытом руководитель департамента дошкольного образования Президентского лицея «Сириус» Анаида Мкртчян.
Постепенно от переучивания стали отказываться. В 1985 году Минздрав СССР, а в 1986-м Министерство просвещения приняли документы, которые защищали леворуких детей от переучивания.
Левши, которых знают все
Альберт Эйнштейн
Исаак Ньютон
Мария Кюри
Никола Тесла
Михаил Ломоносов
Леонардо да Винчи
Микеланджело
Рафаэль
Огюст Роден
Питер Пауль Рубенс
Альбрехт Дюрер
Николо Паганини
Вольфганг Амадей Моцарт
Сергей Рахманинов
Ганс Христиан Андерсен
Франц Кафка
Льюис Кэрролл
Герберт Уэллс
Марк Твен
Лев Толстой
Выбор спорта для левши
Левши преуспевают в таких видах спорта, как фехтование, бокс, теннис, где нужно быстро и точно оценивать дистанцию — за это отвечает правое полушарие. В боксе левши традиционно считаются неудобными соперниками для правшей, которые чаще спаррингуются с себе подобными. К тому же многие левши учатся менять руки во время игры или поединка, получая дополнительное преимущество.
Левая «рука Бога»
Лучший игрок XX века по версии ФИФА Диего Марадона был левшой, и свой самый запоминающийся гол он забил левой. Только не ногой, а рукой. Скандальная история случилась на чемпионате мира 1986 года в Мексике. В четвертьфинальном матче против сборной Англии аргентинский форвард отправил мяч в ворота кулаком. Судья этого не заметил, решив, что удар был головой, и засчитал гол. Марадона потом заявил, что мяч был забит «рукой Бога». Аргентина в итоге выиграла тот турнир и стала чемпионом мира.
Леворукость важно учитывать при выборе для ребенка вида спорта, подчеркивает начальник отдела развития физической культуры и спорта Президентского лицея «Сириус» Кирилл Паневкин.
«Во-первых, левши могут испытывать трудности с адаптацией к стандартным тренировочным методикам, которые зачастую ориентированы на правшей. Например, в таких видах спорта, как теннис или бокс, левшам нужно изменять технику ударов или перемещения, чтобы эффективно взаимодействовать с правшами-соперниками. Во-вторых, левши могут демонстрировать особенные способности в определенных состязаниях. Например, они часто преуспевают в играх, где требуются нестандартное мышление и креативность, таких как футбол или баскетбол, где наличие леворукого игрока может стать неожиданным преимуществом. Этот аспект делает их успешными на позициях, требующих ловкости и быстрой реакции», — говорит он.
Как и в образовании, в спортивной подготовке левшей важен индивидуальный подход. Если ребенку будет комфортно работать с тренером как технически, так и психологически, то ему, скорее всего, удастся раскрыть свой потенциал и достичь успеха.