Лицензия на интернет-обучение: что будет с блогерами и онлайн-школами
Что делать с блогерами, которые прикидываются педагогами, и как не купить «пустышку» под видом образовательного онлайн-курса. Об этом сегодня говорили в Госдуме, где рассматривали законопроект, обязывающий онлайн-лекторов, преподавателей и даже коучей лицензировать свою образовательную деятельность. Узнали у специалистов, чем это грозит интернет-учителям.
Образовательные онлайн-курсы набирают популярность благодаря доступности, гибкости графика и возможности обучения в любом удобном месте. Настоящий «прорыв» в этой области случился во время пандемии коронавируса, когда люди вынуждены были сидеть дома. Спросом пользуются и программы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Пользователям предлагают широкий выбор тем и направлений — начиная с профессионального развития, заканчивая хобби и увлечениями.
В чем проблема?
Многие блогеры, не являясь профессионалами в области образования, стали пользоваться налоговыми льготами, предназначенными для данной сферы. В этом году уже случилась череда скандалов с участием известных медийных личностей. Большой резонанс приобрело дело Елены Блиновской (проводила марафоны личностного роста). Все началось с того, что «королеву марафонов» обвинили в неуплате налогов почти на миллиард рублей. Схема заключалась в том, что дробление ее бизнеса на мелкие ИП позволяло облегчать взаимоотношения с ФНС. То есть уплата налогов происходила по упрощенной системе, которая действует, только если доход не превышает 150 млн руб. в год. В случае с Блиновской суммы были гораздо больше, в том числе от продажи тренингов.
А вот бизнес-тренера Аяза Шабутдинова обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. Молодой парень из небольшого городка учил людей зарабатывать миллионы. В прокуратуре считают, что он вместе с партнерами создавал ложное впечатление о возможности начать успешный бизнес после прохождения его образовательных курсов. Вину деловой тренер не признает.
За последние годы возникло немало подобных случаев. Тех, кто оказывает такие услуги, еще называют инфоцыганами (термин считается оскорбительным, его даже предлагали запретить). Речь идет о блогерах, психологах, мотиваторах, которые распространяют информационные продукты, не имеющие подтвержденной пользы или ценности, ради собственной выгоды. Как правило, подобную информацию можно найти в свободном доступе в интернете. А большинство названных «гуру» лишь поверхностно владеют темой.
Инфобизнес в цифрах
В 2022-м общий доход онлайн-школ в России достиг 95 млрд руб. В начале прошлого года их выручка составила 46,7 млрд руб., а к концу декабря — 123 млрд руб.
Самые популярные направления: обучение новым профессиям (7,8 млрд руб.), курсы по здоровью (4,1 млрд руб.), предпринимательству (4,6 млрд руб.), психологии (3,7 млрд руб.), эзотерике (3,4 млрд руб.), финансовой грамотности (1,9 млрд руб.), фитнесу (1,4 млрд руб.) и отношениям (896 млн руб.).
Оценить качество онлайн-курсов (например, по подготовке к школьным экзаменам) сложно, поэтому и предложено внести соответствующие поправки. Во-первых, обязать индивидуальных предпринимателей получать лицензии на образовательные услуги. Во-вторых, регистрировать деятельность блогеров, чтобы обезопасить пользователей. Например, появилась инициатива принять специальный кодекс для тех, кто ведет медицинские каналы, ведь человек, не имеющий профильного образования, не имеет права давать советы по лечению.
А вот как может выглядеть лицензия на образовательные курсы и каким должен быть в таком случае блогер, рассказала «Сириус(Журналу» методист Президентского лицея «Сириус» Наталья Волкова.
«Речь идет именно о блогерах, которые предоставляют образовательные услуги, чтобы защитить население от некачественных предложений в этой сфере. Лицензия в рамках системы управления образованием сегодня может выдаваться Рособрнадзором, как сейчас происходит аккредитация и лицензирование образовательных организаций (детсадов, школ, вузов). Может быть создан публичный реестр, где будут появляться данные блогера с указанием экспертности и иной важной информации. И конечно, такому блогеру потребуется профильное образование, которое позволило бы ему профессионально составлять образовательную программу по своему направлению деятельности, либо иметь соответствующие договорные отношения, доказывающие, что предлагаемая им образовательная программа прошла экспертизу профессионального методиста», — отметила она.
Наталья Волкова уверена, что эти поправки не повлияют на доступность образования для тех, кто выбирает онлайн-обучение. При этом качество таких курсов должно ощутимо вырасти.
Сириус.Курсы — бесплатная онлайн-школа, где есть занятия по разным предметам с проверенной и верифицированной информацией.
Что думают блогеры?
«Сейчас на рынке таких образовательных услуг творится хаос. Тот или иной сайт предлагает пройти сомнительные курсы за определенную плату, но потребитель не всегда понимает, каково их качество, а доступ к ним получает чаще всего только после оплаты. Лицензирование поможет очистить информационное пространство от шарлатанов. Надеюсь, что лицензия будет неким знаком качества, а дилетанты просто не захотят связываться с непростой процедурой ее получения. Если же образовательный блогер или компания, создающая курсы, уверены в своих компетенциях, то и получить такой документ им не составит особого труда».
Михаил Ваганов, преподаватель-блогер и учитель географии Президентского лицея «Сириус»
«На мой взгляд, этот закон правильный и позитивный, поскольку позволит избавить образовательное пространство от инфоцыган, не имеющих понятия о педагогической деятельности. Сейчас даже репетиторы работают абсолютно легально, платят налоги, а многие педагоги сотрудничают с официальными структурами, где получают гонорары за лекции и мастер-классы. В моем понимании этот закон направлен на очищение от мусора образовательного цифрового (и не только) пространства».
Илья Уточкин, учитель биологии, блогер
«Считаю, что педагогам-блогерам, которые работают в образовательных учреждениях, не нужно получать лицензию, так как они уже несут ответственность за обучение и материал, который дают. Пользователям стоит обращать внимание на образование самого блогера, на грамотность ведения его страниц, на то, каким образом проходит обучение. А еще на какие методики и материалы он опирается, насколько давно занимается этой деятельностью, на наличие релевантного опыта».
Александр Оджо, учитель истории, педагог-блогер
Как выбрать надежный онлайн-курс?
- Репутация: обратите внимание на отзывы других учащихся и рейтинги компании.
- Качество контента: убедитесь, что курс содержит актуальную и полезную информацию, а также соответствует вашим потребностям.
- Преподавательский состав: проверьте квалификацию и опыт преподавателей, которые будут вести курс.
- Поддержка студентов: узнайте, какая поддержка будет предоставлена студентам во время прохождения курса.
- Стоимость: сравните цены на аналогичные курсы у разных компаний.
- Сертификация: проверьте, выдается ли по окончании курса сертификат или диплом, который может быть полезен для вашей карьеры.
- Гарантии возврата денег: убедитесь, что компания предлагает возврат денег в случае неудовлетворенности курсом.